Законно ли снятие с учета нуждающихся в жилье

Снятие с учета на улучшение жилищных условий

Законно ли снятие с учета нуждающихся в жилье

Положения статьи №56 жилищного кодекса РФ описывают допустимые варианты исключения особы из очереди на получение госпомощи.

В их числе значатся:

Если предъявленные во время постановки на учет данные не соответствуют действительности
При условии получения матпомощина приобретение либо постройку нового жилого помещения
В случае сменыпостоянного места жительства
При условии утраты основанияв соответствии с которым исходно было предоставлено право на получение жилплощади
Если лицапребывающие на учете самостоятельно подали заявки для снятия их с учета

Данное решение может утверждаться на протяжении 1-го месяца со дня установления обстоятельств, ставших причиной для устранения из очереди.

При этом заключение в обязательном порядке должно состоять из аргументации, регламентируемой нормами закона. По факту принятия решения в течении 3-х суток оно в письменном виде предоставляется гражданам на руки.

Основания для исключения из очереди

Наиболее распространенными причинами считаются:

Если один член семьиутратил льготный статус
Если удалось установить фактумышленного ухудшение жилищных условий
В случае увольнения гражданина с работына которой предоставлялась жилплощадь
При условии повышения качества существующих условий проживаниятеряется необходимость в предоставлении господдержки

При условии, если семья оформила ипотечный кредит в соответствии с условиями  федеральной программы на возведение жилого дома либо на покупку готовой квартиры, она в автоматическом порядке должна быть снята с очереди.

Причина для этого действия — отсутствие законных оснований для получения госпомощи.

В случае наличия загородной недвижимости (дачи)

Постройка должна быть пригодной для жизни, а именно:

В целом жилплощадьдолжна отвечать всем строительным нормам и требованиям
Важно, чтобы к дому были подведены все коммуникациинужные для нормальной жизнедеятельности
Поблизости должна располагаться хорошо развитая инфраструктурастроение должно иметь свой адрес, числиться в соответствующих структурах
Площадь должна отвечать стандартным нормативам рассчитанным на одного жильца

Чтобы реализовать проверку факта соответствия заданным нормативам на местном уровне формируется уполномоченная комиссия, которая ответственна за утверждение итогового заключение о допустимости проживания в загородном доме, соответственно о снятии с очереди.

В случае получения недвижимости по наследству

При условии, если полученная недвижимость характеризуется реальной ценностью, кардинальным образом улучшает финансовое положение наследников, может быть утверждено постановлении о снятии их с учета.

Причина тому – утрата ими статуса малоимущих граждан.

Снятие с очереди молодых семей

Основания:

Если семья за свой счет реализовала расширение жилого помещенияв частности, посредством приобретения либо обмена нового дома, квартиры
Если лица совершили умышленноеухудшение имеющейся жилплощади
В случае перемены социального статуса либо же если семья переехала в другую страну,  регион на построенное проживание

Основания для отказа

По закону постановка на учет является недопустимой, при условии:

Если не истек 5-ти летний сроккоторый нужно выждать лицам, умышленно ухудшившим свои условия проживания с целью постановки в очередь
 Если из предложенных документов невозможно определитьчто истец попадает под конкретную категорию
Если во время подачи заявлениябыли предъявлены не все требуемые бумаги

Постановление об отказе может предоставляться лично в руки либо же отправляться по почте не позже чем через 3 дня после его утверждения.

 Специфика подачи иска

В таком документе нужно отметить:

  • точное название судебного органа, в который обращается заявитель;
  • информацию о заявителей, ответчике, о третьих лицах (в случае наличия);
  • основания, суть обращения;
  • аргументацию в пользу того, по каким причинам утвержденное решение необходимо рассматривать как неправомерное;
  • прошение восстановить особу в очереди;
  • ссылки на конкретные законодательные документы;
  • перечень приложений к заявлению;
  • дату и подпись заявителя.

В любом случае такой документ должен включать в себя конкретные требования без лишней информации.

Наиболее оптимальный вариант, с помощью которого можно повысить шансы на утверждение судебной инстанцией позитивного решения — сбор доказательств по делу.

 Специфика оформления госсубсидии

Заинтересованные граждане обязаны пройти в региональном департаменте соцзащиты населения процедуру регистрации, постановки в очередь.

Чтобы это сделать необходимо оформить заявку, отметив в документе такие сведения:

— Фактическое состояние жилплощади на момент подачи заявление

— Какие льготы доступны во время обращения.

— Период проживания в конкретном помещении

Также иск дополняется такими документами:

  1. Медицинская справка об инвалидности (в случае получения соответствующей категории).
  2. Свидетельство о рождении — для многодетных семей, предъявляется на каждого ребенка.
  3. Паспорт.
  4. План жилого помещения (выполняется запрос в БТИ).
  5. Выписка из домовой книги.
  6. Прочие документы, предъявляемые по запросу компетентной структуры.

Использовать имущественный сертификат рекомендовано на протяжении 3-х месяцев после его оформления.

Очередь на субсидии на улучшение жилищных условий смотрите в статье: субсидии на улучшение жилищных условий.

: Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Загрузка…

Источник: https://ipoteka-nedvizhimost.ru/snyatie-s-ucheta-na-uluchshenie-zhilishhnyh-uslovij/

Статья 56 ЖК РФ. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Законно ли снятие с учета нуждающихся в жилье

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3.

Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

2.

Правоотношение, возникающее между гражданином и компетентным органом по поводу предоставления первому конкретного жилого помещения по договору социального найма, характеризуется юридическим равенством сторон: никто не может обязать гражданина встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

При постановке на такой учет граждане вправе самостоятельно решить, вставать им на учет или нет. Исходя из этого они по своему усмотрению могут и отказаться от своего права состоять на учете. Поэтому п. 1 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает в качестве основания для снятия с учета случай подачи гражданами заявления о снятии их с учета.

Жилищный кодекс РФ не предъявляет специальных требований к такому заявлению, поэтому оно может быть составлено в свободной форме.

При этом достаточно очевидно, что указанное заявление должно быть представлено в орган, где гражданин, обращающийся с просьбой о снятии его с учета в качестве нуждающегося, состоит на учете, и подписано данным гражданином, орган, осуществляющий учет, обязан удостовериться в том, что заявление подает надлежащее лицо.

3.

Следует обратить внимание на то, что в отличие от ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, которая предусматривает возможность принятия на учет недееспособных граждан на основании заявлений о принятии их на учет, поданных их законными представителями, комментируемая статья не определяет заявительного порядка снятия таких граждан с учета.

Поэтому законный представитель недееспособного гражданина, однажды подав заявление о постановке на учет такого гражданина, уже не сможет в дальнейшем по своему усмотрению снять его с учета, подав соответствующее заявление.

Недееспособный гражданин может быть снят с учета только по инициативе органа, осуществляющего учет, в случае утраты таким гражданином оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо выявления иных обстоятельств, служащих в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи основанием для снятия с учета.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.

Источник: https://RuLaws.ru/Zhilischnyy-kodeks/Razdel-III/Glava-7/Statya-56/

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях

Законно ли снятие с учета нуждающихся в жилье
Энциклопедия МИП » Жилищное право » Найм жилого помещения » Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях

ЖК РФ содержит закрытый перечень, по которому граждан снимают с учета как нуждающихся в жилой площади.

ЖК РФ содержит закрытый перечень, по которому граждан снимают с учета как нуждающихся в жилой площади. Помещения жилой площади даются государством по найму.

Учет нуждающихся в жилье, постановка на учет возникает в силу закона и на основании паритета между сторонами правового отношения.

Постановка нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет обусловлена участием в этом процессе двух сторон. Одним участником выступает гражданин, другим – уполномоченный орган.

Причины снятия с учета нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс предусматривает ряд причин, которые могут повлиять на снятие гражданина с учета. Такими основаниями считаются:

  • гражданин подает заявление о снятии с учета;
  • гражданин утратил основания, по которым его поставили на учет как нуждающегося в жилой площади;
  • переезд в иное образование муниципального уровня, исключая ситуации, когда это происходит в границах населенных пунктов, имеющих федеральное значение;
  • получение финансовой помощи из бюджета от государственных органов на покупку жилой площади: дома, квартиры;
  • порядок предоставления органами власти или местной администрации участка земли в целях возведения дома;
  • обнаружение в документации, представленной гражданином на учет по жилой площади, недостоверной информации, а также выявление незаконных действий сотрудников уполномоченного органа, принявших на учет граждан, нуждающихся в жилье.

Снятие с учета по инициативе заявителя

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье регламентирован ЖК РФ. Собрав необходимый пакет документов, гражданин имеет право встать на соответствующий учет. Для лиц, нуждающихся в жилье или увеличении площади жилого помещения, алгоритм действий простой.

Физическое лицо самостоятельно решает для себя, встать ему на учет по жилой площади или нет. Это его право, но не обязанность.

В случае, если необходимость в жилом помещении социального найма по какой-либо причине отпала, то гражданин в праве написать заявление о снятии его с учета нуждающихся в жилье.

В заявлении должно быть отражено его желание сняться с учета по жилой площади. Строгой формы к заявлению снятия с учета по жилой площади ЖК РФ не предъявляет. Оно составляется в произвольной форме.

Гражданин адресует заявление в орган, в котором он учтен в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявление подписывается гражданином для того, чтобы идентифицировать себя.

Как и заявление о постановке на учет, просьба о снятии с учета рассматривается также уполномоченным органом.

ЖК РФ (норма 52) говорит о том, что граждане с отсутствием дееспособности в данном случае могут действовать через своего представителя, который от их имени пишет заявление в отношении проживания недееспособного в помещениях. Но ЖК РФ не назначает порядок отзыва заявления со стороны недееспособных по поводу снятия их с учета.

Поставить на учет недееспособных можно через представителя, а снять с учета доверенное лицо не имеет права. Выходом из этой ситуации выступает волевое действие уполномоченного органа, который осуществляет учет нуждающихся в жилой площади.

Но снятие с учета нуждающихся в жилье граждан с отсутствием недееспособности происходит уполномоченным органом только при отсутствии оснований к получению жилых помещений.

Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях означает, что на жилье по социальному найму могут претендовать малоимущие категории, признанные по закону.

Встать на учет возможно при наличии нескольких предпосылок: но для того чтобы сделать этого, прежде всего, нужно получить статус малоимущего.

Если гражданин утратил положение малоимущего, ему будет отказано в жилье. Основаниями к потере статуса могут служить:

  • увеличение цены имущества, которое выступает собственностью семейной пары с детьми, признанных в качестве малоимущих;
  • повышение доходов семьи, в расчете на каждого из ее членов и т.д.

Снятие с учета при смене места жительства

Условие, которое нужно для того, чтобы принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, это проживание человека в муниципальном образовании определенного населенного пункта. Выезд граждан за его пределы влечет за собой снятие их с учета нуждающихся в жилье.

Чтобы снять с учета граждан, которые нуждаются в улучшении условий проживания, порядок места жительства человека определяется по формальному признаку.

В противном случае, вопрос, связанный с доказыванием места фактического проживания граждан на постоянной основе, потребует немалого количества времени и увеличится количество документов, необходимых для предоставления в уполномоченный орган. Кроме того, возникнут ошибки, обусловленные неправомерным снятием с учета.

Исходя из этого, в практике при изменении места проживания гражданина, если он не выполнил обязанность по оповещению государственных органов о новом месте жительства, это не влечет снятия с учета. Главным доказательством для государственных органов является место его регистрации.

Естественное снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях

Это основание связано с летальным исходом стоящего на учете гражданина. Это обстоятельство, которое по ст. 17 ГК РФ, обуславливает окончание правосубъектности индивида. В случае его смерти, члены семьи покойного остаются на учете. Логично, что основание естественного снятия умершего человека, никак не может повлиять на желание остальных членов семьи получить квартиру.

Госорган решает, снимать ли гражданина с учета не позже тридцати дней с момента обнаружения обстоятельств, которые являются основаниями к этому действию. Решения в готовой форме о снятии с учета направляются или отдаются не позже трехдневного срока с момента создания.

Граждане вправе не согласиться с решением уполномоченных органов. Его можно обжаловать в судебном органе.

Субсидии для улучшения жилищных условий

На государственную помощь в жилье ориентирована программа «Жилище», принятая на период 2015-2020 г.г.

В частности, в ней указано, что она ориентирована на оказание поддержки гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Государство оказывает помощь по обеспечению граждан жильем.

В частности, государство действует с задачей улучшения жилищных условий в помещениях для категории молодых семей.

Данная программа направлена на формирование условий для создания сегмента рынка бюджетного, доступного жилья, увеличения объемов застроек, совершенствования строительной сферы в рамках мероприятий по поддержке строительства жилых помещений в регионах. Все это делается в целях улучшения жилищных условий граждан.

Одним из видов поддержки граждан со стороны государства в целях улучшения жилищных условий выступают субсидии. Существуют определенные правила, которые назначают порядок предоставления этих выплат населению для улучшения жилищных условий.

Правила зафиксированы в постановлении высшего органа, принадлежащего к исполнительной ветви власти от 2009 года (№63). Субсидия может быть задействована в купле-продаже жилого помещения, направлена на улучшение жилищных условий гражданских служащих.

Субсидия также используется как паевой взнос, но при условии того, что гражданин выступает членом жилищных или жилищно-строительных кооперативов.

Источник: https://advokat-malov.ru/najm-zhilogo-pomeshheniya/snyatie-s-ucheta-nuzhdayushhihsya-v-zhile.html

Обзор судебной практики по жилью очередникам

Законно ли снятие с учета нуждающихся в жилье

Частью 2 ст. 56 ЖК РФ установлено, что решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято жилищным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием снятия с учета. Причем этот срок является пресекательным и не может быть восстановлен.

Кроме того, распоряжение должно содержать основания снятия с жилищного учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ, а именно:

1) подачи заявления о снятии с учета;

2) утраты оснований для получения жилья по договору соцнайма;

3) выезда на место жительства в другое муниципальное образование (кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

4) получения государственной или муниципальной субсидии на приобретение или строительство квартиры;

5) предоставления земельного участка (кроме садового) для строительства жилого дома, за исключением многодетных семей;

6) выявления недостоверных сведений в документах, послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц жилищного органа при принятии на учет.

Районная администрация в Санкт-Петербурге сняла с жилищного учета семью очередников через 7 лет после приобретения квартиры одним из них. Суды отказали в восстановлении на учете.

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил, сославшись на отсутствие в распоряжении ссылки на конкретное предусмотренное законом основание снятия с учета и нарушение срока принятия распоряжения (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 5 сентября 2018 г. № 78-КГ18-28).

Для внеочередного предоставления жилья лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, указанным в Перечне Минздрава России № 987н от 29 ноября 2012 г.

 (далее – Перечень № 987н), как и прежде, необходимо наличие соответствующего заболевания и принятие семьи на жилищный учет.

Другое жилое помещение им должно предоставляться немедленно после возникновения права (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2018 год № 4, вопрос 10).

 3. Требуется подтверждать статус малоимущих семьям очередников, принятых на учёт после 1 марта 2005 г., и семьям инвалидов, чье жилье признано непригодным для проживания на основании п. 54 Положения № 47 о непригодности жилья для проживания

В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2018 г. № 41-КГ18-19 отражена необходимость наличия статуса малоимущего, т.к. на жилищный учет семья была принята после 1 марта 2005 г.

Зачем предъявляется это требование – совершенно непонятно, ведь статус малоимущего требуется только для принятия на жилучёт с марта 2005 г. И если семья признана нуждающейся и не снята с учёта, то жильё должно предоставляться независимо от малоимущности, т.к.

это основание не предусмотрено ЖК РФ (но может учитываться при проведении переучёта).

В определении Судебной коллегии по гражданским делам от 26 июня 2018 г. № 71-КГ18-4 по семье очередника, принятой на жилучёт до 1 марта 2005 г., высшая судебная инстанция ссылается на ненадобность подтверждения статуса малоимущей.

Признание малоимущим также требуется нуждающемуся в технических средствах реабилитации инвалиду, чье жилое помещение признано непригодным для проживания на основании п.

54 Положения о пригодности жилья для проживания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.

Этот пункт позволяет признавать непригодным для проживания жилое помещение, которое (а также подъезд в доме) нельзя приспособить для конкретного инвалида-колясочника. И, соответственно, предоставлять специально приспособленное под потребности инвалида.

В определении Судебной коллегии по гражданским делам от 15 мая 2018 г. № 18-КГ18-68 Верховный Суд РФ пришел к выводу об обязательности наличия у такого инвалида статуса малоимущего.

 4.  Нелепые основания отказа в предоставлении жилья внеочередникам

В многочисленной практике дел по этой категории Верховный Суд РФ признавал незаконными следующие основания отказа в немедленном предоставлении жилья тяжелобольным внеочередникам, включая явно экзотические:

– отсутствие жилья в жилищном фонде субъекта РФ (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2018 год № 4, вопрос 10; определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2018 г. № 20-КГ18-22);

– невыделение средств на строительство жилья в субъекте РФ (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2018 г. № 41-КГ18-37);

– наличие на учете других внеочередников (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2018 г. № 41-КГ18-37).

Встречаются и явно абсурдные мотивировки решений нижестоящих судов.

По одному из дел, отказывая прокурору в иске о восстановлении тяжелобольного очередника на жилищном учете, помимо ссылок на все перечисленные выше основания, Верховный суд Республики Тыва сослался на следующее: «для возникновения у ответчика /администрации г.

Кызыл/ обязанности по предоставлению жилого помещения из муниципального жилищного фонда гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, необходимо наделение органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

Такой нормативно-правовой акт органом государственной власти Республики Тыва в настоящее время не принят».

Отменяя это судебное решение, Верховный Суд РФ сослался на отнесение полномочия по обеспечению жильем нуждающихся малоимущих очередников к вопросам местного значения прямым указанием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в связи с чем закона субъекта РФ об этом не требуется (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 сентября 2018 г. № 92-КГ18-8).

По другому делу отказ в иске о внеочередном предоставлении жилья как лицу, страдающему заболеванием по Перечню № 987н, суды Республики Дагестан двух инстанций мотивировали какой-то фантастикой: «Законодательной возможности предоставления гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, …, жилого помещения жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, с учетом положений статьи 2 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 г. № 4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядка его предоставления данным категориям граждан» не имеется, т.к. указанным Законом установлено, что уполномоченный орган составляет сводные списки граждан и по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан принимает решение о предоставлении их гражданам, принятым на учет».

Отменяя этот абсурд, высшая судебная инстанция сослалась на отсутствие подобных положений в федеральном законодательстве (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2018 г. № 20-КГ18-22)

Если соответствующим включенным в Перечень заболеванием страдает несовершеннолетний член семьи, то другое жилье предоставляется с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи (постановление Конституционного суда РФ от 22 января 2018 г. № 4-П, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2018 г. № 41-КГ18-37).

По нашему мнению, правовая позиция из указанного постановления Конституционного Суда РФ применима и ко всем другим случаям нуждаемости внеочередника в постоянном постороннем уходе (по заключению Бюро МСЭ).

6.  Не должно иметь значения, являются ли очередники разными семьями и соответственно, признается ли их квартира коммунальной

В нескольких делах данной тематики суды отказали во внеочередном предоставлении жилья семьям, проживающим не в коммунальной квартире, а в отдельном жилье (изолированной комнате).

Такие решения мотивировались ссылкой на пункт 4 части 1 ст. 51 ЖК РФ: «…проживающими в квартире, занятыми несколькими семьями».

То есть возможность немедленного получения жилья предоставлялась лишь тем внеочередникам, кто проживает в коммуналке.

Столь ограничительное толкование этой статьи высшие судебные инстанции признавали ошибочным, т.к. внеочередникам должно быть предоставлено другое жилое помещение независимо от любых характеристик занимаемого жилья (определение Конституционного Суда РФ от 26 января 2017 г. № 187-О, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 ноября 2018 г. № 46-КГ18-48).

Впрочем, это нелогичное основание скоро будет из закона исключено.

5 декабря 2018 г. председателем профильного комитета Госдумы Г.Хованской внесен разработанный с нашим участием законопроект № 601359-7 об обеспечении жилищных прав очередников, включая тяжелобольных.

И не имеющих другого жилья граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, без проблем должны будут принимать на жилищный учёт независимо от того, является ли их квартира коммунальной.

По другому делу со ссылкой на это же основание суды пришли к выводу о том, что семья тяжелобольного очередника в составе матери и ребенка, проживая в квартире, находящейся в собственности её матери и сестры с дочерью, являются с ними одной семьей. И соответственно эта квартира – не коммунальная.

Такую позицию Верховный Суд РФ признал незаконной по изложенным выше основаниям (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 26 июня 2018 г. № 71-КГ18-4).

7.    Очередникам нельзя приписывать долю в праве на места общего пользования коридоров и других вспомогательных помещений в искусственно созданных в бывших рабочих общежитиях мегакоммуналках

В одном из аналогичных дел семья очередника с заболеванием по Перечню № 987н была снята с жилищного учета в связи с тем, что занимая ею комната, первоначально расположенная в коридорном общежитии, после перевода общежития в жилищный фонд социального использования стала находиться в 23-комнатной коммунальной квартире размером с весь этаж. И этой комнате была рассчитана приходящаяся на нее доля в площади мест общего пользования этой мегакоммуналки. Тем самым ее общая площадь искусственно увеличилась, превысив норму предоставления, хотя в комнате не появилось ни кухни, ни санузла. Такой издевательский расчет общей площади жилья Верховный Суд РФ признал незаконным и восстановил семью на жилищном учете (определение Судебной коллегии по административным делам от 31 октября 2018 г. № 44-КГ18-12).

По одному из дел, рассмотренному в Тюменской области, семье было отказано в принятии на жилищный учёт со ссылкой на недавнюю продажу 4 собственных автомашин, что было расценено как намеренное ухудшение имущественного положения, не позволяющее им получить статус малоимущего, и затем претендовать на принятие на жилучет.

Признавая распоряжение об отказе в принятии на учет незаконным, суд первой инстанции сослался на возможность отложения на 5 лет срока принятия на жилучет (или предоставления жилья при подходе очереди) в случае ухудшения жилищного, а не материального положения семьи очередников. Как они не имели никакого жилья, так и не приобрели. А продажа движимых вещей не приводит к состоянию, требующему участия органов власти в обеспечении семьи другим жильем.

Отменяя это решение и отказывая в иске, апелляционный суд неправильно истолковал ст. 53 ЖК РФ, регулирующую указанные правоотношения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2018 г. № 89-КГ18-12 определение апелляционной инстанции было отменено, решение городского суда восстановлено в силе по приведенным выше основаниям.

 

Городской суд удовлетворил иск прокурора, поданный в защиту больного тяжелым хроническим заболеванием с невозможностью совместного с ним проживания, к местной администрации о предоставлении вне очереди другого жилья.

Верховный суд республики решение отменил, указав об отнесении полномочий по предоставлению жилья инвалидам к полномочиям республиканской власти.

Верховный Суд РФ отменил это апелляционное определение и оставил первое решение в силе, сославшись на ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ч. 2 ст. 49, ч. 3 ст.

52 ЖК РФ и положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., согласно которым полномочие по предоставлению жилья внеочередникам отнесено к ведению местной администрации (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 10 октября 2017 г.

№ 21-КГ17-19, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ 2018 г. № 2 вопрос 11).

Аналогичное определение вынесено Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ 24 июля 2018 г. № 39-КГ18-3.

В другом деле, наоборот, определением от 30 октября 2018 г. № 304-ЭС18-17139 судья Верховного Суда РФ отказала Минфину Республики Алтай в передаче кассационной жалобы на решения судов о взыскании с администрации г.

Горно-Алтайск денег за исполнение решение суда о предоставлении жилья больному по Перечню № 378.

Судья суда высшей инстанции согласилась с выводом об отнесении полномочий по предоставлению жилья внеочередникам по Перечню № 378 к областной администрации.

Отменяя решения судов низших инстанций, Верховный Суд РФ в определении Судебной коллегии по гражданским делам от 20 ноября 2018 г.

№ 85-КГ18-17 указал, что нереализованное право на внеочередное обеспечение другим жилым помещением по заболеванию, входившему в Перечень Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 г.

, подлежит защите, даже если это заболевание не входит в Перечень Минздрава № 987н от 30 ноября 2017 г.

Этот вывод мотивирован ссылкой на часть 1 ст. 6 ЖК РФ о применении акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. То есть судам следовало применить Перечень № 378, действовавший на день отказа во внеочередном предоставлении жилья.

Обзор подготовлен МОО «Правозащитная организация «Восход»

7 февраля 2019 г.

Источник: https://www.domsovet.su/praktika/zhilishchnyj-uchet

Юр-Центр Консульт
Добавить комментарий