Взыскание средств за нарушение авторских прав

Взыскание компенсации за неправомерное использование авторских прав

Взыскание средств за нарушение авторских прав

   Когда лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (автор или правообладатель), сталкивается с неправомерным использованием авторского права, оно может требовать возмещения убытков, либо взыскания компенсации за нарушение указанного права (п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ). Такое нарушение может быть связано с неправомерным использованием результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (например, производством и продажей контрафактной продукции, иным незаконным использованием товарного знака). Законодатель наделяет правообладателя полномочием требовать взыскания с нарушителя компенсации вместо возмещения убытков. Обладатель исключительного права может требовать взыскания компенсации как за каждый случай неправомерного использования, так и за всё нарушение в целом.

   Особенностью взыскания такой компенсации является отсутствие необходимости доказывания причиненных убытков. Суду достаточно доказать факт наличия исключительного права и сам факт их использования ответчиком (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.

2006 N 15 “О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах”). При этом, обязанность доказывания законности использования объекта исключительного права лежит на ответчике.

Если суду станет понятно, что исключительные права были использованы ответчиком незаконно, его ждет гражданско-правовая ответственность.

Размер компенсации высчитывается в каждом конкретном случае индивидуально, но на практике выделяют следующие способы её расчета:

  1. Истец сам определяет размер компенсации в пределах от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, которую указывает в исковом заявлении. В этом случае размер компенсации будет определяться судом, отталкиваясь от той суммы, которую указал истец (абз. 2 ст. 1301 Гражданского кодекса РФ);
  2. Двукратный размер стоимости контрафактных экземпляров произведения. При таком расчете компенсация может превышать сумму в 5 миллионов рублей, но необходимо наличие информации о количестве и стоимости экземпляров произведения (абз. 3 ст. 1301 Гражданского кодекса РФ);
  3. Двукратный размер стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель (абз. 4 ст. 1301 Гражданского кодекса РФ).

   Случаются ситуации, когда нарушение права на интеллектуальную собственность происходит в отношении нескольких объектов (например, выпускается сборник, в котором присутствуют труды разных авторов или диск с песнями нескольких исполнителей без согласия правообладателя).

Так как правообладатель произведения вправе требовать выплаты компенсации за каждый случай использования его произведения (п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ), то суды чаще всего, идут на взыскание компенсации каждому автору, исполнителю или правообладателю.

Но в отдельных случаях суд может признать множественность объектов составным произведением и взыскать компенсацию за использование произведения целиком.

   В случаях, когда речь идет об использовании исключительных прав несколькими нарушителями, суд чаще всего исходит из позиции их соучастия. Если лица действовали совместно, суд взыщет компенсацию со всех соучастников солидарно, если лица действовали независимо друг от друга – каждое из этих лиц понесет индивидуальную ответственность и будет отвечать в полном объеме.

   Вопрос взыскания компенсации за неправомерное использование авторских прав с одной стороны прост, но каждый автор или правообладатель должен помнить, что обратиться в суд с одним и тем же требованием можно только один раз (ст. 134 Гражданско-процессуального кодекса РФ).

Поэтому, для того, чтобы не упустить момент и взыскать действительно достойную компенсацию с нарушителя, заручитесь поддержкой квалифицированного адвоката по авторскому праву.

Он ответит на все Ваши вопросы на консультации, а также подготовит расчет компенсации и необходимые документы для суда.

за неправомерное использование авторских прав:

  • Взыскание компенсации за неправомерное использование товарного знака с нарушителя в досудебном порядке;
  • Решение суда о взыскании компенсации за неправомерное использование товарного знака;
  • Решение суда о взыскании компенсации за неправомерное использование авторского права на произведение;
  • Решение суда о взыскании компенсации за неправомерное использование авторского права на музыкальное произведение в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров;
  • Решение суда о взыскании компенсации за неправомерное использование авторского права с нескольких ответчиков;
  • Решение суда о взыскании компенсации за неправомерное использование авторского права по нескольким объектам интеллектуальной собственности;
  • Решение суда о признании права авторства и взыскании компенсации за неправомерное использование авторского права;
  • Решение суда о прекращении действий по нарушению авторского права и взыскании компенсации.

по взысканию компенсации за неправомерное использование авторских прав:

  1. Оказание консультативных услуг для автора или правообладателя, по вопросу взыскания компенсации за неправомерное использование авторских прав;
  2. Изучение обстоятельств нарушения авторского права, документов, подтверждающих исключительное право;
  3. Обзор и анализ судебной практики по вопросу нарушения авторского права;
  4. Правовое заключение адвоката по вопросу взыскания компенсации за неправомерное использование авторских прав;
  5. Применение методов расчета суммы компенсации, максимально выгодной для доверителя;
  6. Взаимодействие с представителем ответчика, ведение телефонных переговоров, переписки в целях досудебного урегулирования конфликта;
  7. Составление искового заявления в суд с изложением обстоятельств дела и доказательствами использования объекта исключительных прав ответчиком;
  8. Составление других необходимых процессуальных документов;
  9. Передача искового заявления и других процессуальных документов в суд на личном приеме у судьи;
  10. Представление интересов доверителя в судебных заседаниях до момента вынесения решения судом первой инстанции;
  11. Обжалование судебных решений.

Название суда: Арбитражный суд города Москвы

№ дела: 123456

контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент

Проблематика

контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент

Результат

контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент

читать далее

Создавая нашу команду, я объединил юристов и адвокатов

искренне любящих свою работу, чтобы оказывать

юридическую помощь на экспертном уровне.

На сим и стоим.

Е.Б. Розенберг

  • Позвоните нам +7 (925) 016-00-37илиоставьте заявку
  • Адвокат пригласит Вас на консультацию на которой изучит ситуацию и предложит варианты решения Ваших проблем
  • У Вас появляется возможность заключить договор с опытным адвокатом изучившим Вашу проблему
  • Адвокат подготовит необходимые документы, найдет доказательства необходимые для победы в суде
  • Адвокат обеспечит эффективную защиту, представит Ваши интересы, добьется решения проблем

Источник: https://www.advokatmoskva.info/departament-avtorskogo-prava/uslugi-advokata-po-zashchite-avtorskikh-prav/vzyskanie-kompensatsii-za-nepravomernoe-ispolzovanie-avtorskikh-prav

Ответственность за нарушение авторских прав (схема)

Взыскание средств за нарушение авторских прав

Приветствую уважаемых дам и господ.

Сегодня решил (в очередной раз) поговорить о наболевшем — доказательстве авторства. В этот раз применительно к фотографии.

Ежедневно я вижу сообщения о том, что «необходимо регистрировать авторские права на фото», важно «оформить авторство на фотографии» и прочие странные вещи, сразу выдающие незнание законодательства РФ.

И ладно бы это было просто отдельным мнением, но это старательно культивируется, кто-то заблуждается и рад, ну и определённо есть люди, кому это выгодно.

Однако, можно бесплатно или с минимальными вложениями обеспечить себя доказательствами на случай возможного спора.

Если вы — фотограф, то скорее всего, многие способы уже применяются и без того, но, возможно, вам будет полезно узнать их правовое обоснование и перспективы применения.

Знаю, что читать длинные цитаты законодательства и постановлений пленумов никто не хочет, поэтому буду стараться излагать проще, а для желающих погрузиться поглубже и проверить всё самостоятельно — ссылки с чуть более подробным объяснением внизу поста.

Для начала нужно разобраться с мифами.

Миф 1: авторское право нужно регистрировать.

Нет, не нужно, ибо в силу п. 4 ст. 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Более того, зарегистрировать авторские права на фотографии (они же фотографические произведения) невозможно в принципе. В том же пункте указывается, что допускается регистрация только программ для ЭВМ и баз данных, да и то по желанию. Права можно защищать успешно и без свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, а можно и провалить всё с таким свидетельством.

Причина этого мифа, отчасти, в том, что люди путают товарные знаки с объектами авторских прав.

А не слишком грамотные в этом вопросе журналисты самозабвенно используют термин «авторские права» применительно ко всему праву интеллектуальной собственности: и в отношении товарных знаков, и в отношении объектов патентных прав, что в корне неверно. Это примерно как все камеры называть Nikon (или Canon).

Фото — объект авторского права в чистом виде, поэтому регистрация не требуется и невозможна. Можно получить «свидетельство о регистрации и депонировании», но и это не государственная регистрация. Да и выдаёт такое свидетельство какое-либо «авторское общество», а не федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Миф 2: нужно “оформлять авторство”.

И опять нет. Обоснование вытекает из того же п. 4 ст. 1259 ГК РФ. Никаких формальностей не требуется, вот вообще совершенно никаких.

Как только фото создано и удовлетворяет критериям объективной формы и наличия творческого характера (ссылка ниже), авторские права на это фотографическое произведение возникают в силу факта создания.

А вот что может помочь доказать своё авторство — уже другой вопрос, который сейчас будет раскрыт.

Прежде всего, стоит заметить, нет ни одного гарантированного доказательства, при наличии которого можно быть на 100% уверенным в своей победе.

Процессуальное законодательство (ч. 2 ст. 67 ГПК РФ, ч. 5 ст. 71 АПК РФ) говорит о том, что нет ни одного доказательства с заранее установленной силой для суда, а пункт 110 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 (далее – «Постановление №10») добавляет: «отсутствует исчерпывающий перечень доказательств авторства».

То есть, доказательства — «серебряной пули» нет и быть не может. Чем больше солидных доказательств — тем лучше. Поэтому можно выстроить свой рабочий процесс таким образом, чтобы доказательства сами возникали по ходу работы, и в самом деле, это не так и сложно.

1. Исходники

Самое простое. Скорее всего, всегда есть необработанный оригинал фотографии в высоком разрешении. Делиться именно им не нужно — лучше схоронить в надёжном месте, а ещё лучше в нескольких. Для использования в блоге, на личном сайте и т.д. всегда можно использовать уменьшенные фото.

В случае спора достаточно предъявить оригинал в большем разрешении, даже если это не RAW-файл. У Вас он будет – необработанный, в полном размере, необрезанный, а у нарушителя, бессовестно скопировавшего фото, – нет.

В вышеуказанном Постановлении №10 так и указано:

«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».

Кстати, есть заблуждение о том, что нужно обязательно нужно иметь RAW-файл и/или делать экспертизу камеры (которая вообще может быть уже продана). Никаких императивных требований в законодательстве на этот счёт нет. При адекватном обосновании (и желании/способности судьи в это вникнуть) можно защищать права и на фото, сделанные на телефон, и такая практика имеется.

2. Водяной знак (Watermark)

Тоже классика. Ст. 1257 ГК РФ предусматривает презумпцию авторства: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное».

То есть, пока кто-то это авторство не оспорил, по умолчанию автором признаётся тот, кто указан на экземпляре. Указывать данные об авторе можно в любом удобном виде, достаточно имени и фамилии, либо псевдонима (никнейма). Разумеется, чем ближе данные будут к реальным, тем более понятно это будет для суда и проще будет обосновать.

Знак охраны авторских прав (он же «знак копирайта», он же «С в окружности») указывать нет необходимости. Иной раз можно видеть жаркие споры о том, как писать и в каком порядке, но это по большому счёту на возможность защиты не влияет.

Например, в некоторых делах, по которым истцом был один известный блогер с экстравагантной причёской, были указаны лишь фамилия и имя. Судам для признания его авторства при отсутствии контраргументов о другом авторе этого хватало вполне.

Сам watermark имеет смысл ещё и потому, что если его обрезают или стирают, то это представляет собой отдельное нарушение – удаление информации об авторстве (п. 3 ст. 1300 ГК РФ), за которое можно дополнительно взыскать компенсацию.

Ну и если фото обрезано с целью удалить информацию об авторе, то это ещё сильнее упрощает доказывание при помощи бережно хранимого полноразмерного файла фотографии.

3. Метаданные EXIF

Практически все современные камеры и другие устройства (включая смартфоны) позволяют автоматически вносить EXIF-метаданные, в том числе, данные об авторстве, в сам цифровой файл снимка при создании. В плане доказывания это такое же указание авторства, как и в виде водяного знака по смыслу ст. 1257, 1300 ГК РФ.

Не составит труда настроить устройство таким образом, что после каждого снимка данные об авторстве будут вписаны в файл. Также метаданные можно внести и после обработки.

А ещё есть шанс, что недобросовестные лица даже не удалят EXIF-метаданные при использовании фото, тем самым облегчая доказывание. В этом случае достаточно зафиксировать содержание EXIF-данных при фиксации нарушения (например, у нотариуса), и впоследствии указать на это при рассмотрении спора в суде, если до этого дойдёт.

4. Публикация под своим именем

Кому-то может показаться неожиданным, но публикация под своим именем на ваших любимых ресурсах — вполне себе доказательство авторства.

В случае публикации в личном блоге, желательно иметь не автономный блог (где можно самостоятельно указать любую дату публикации), а блог на какой-то платформе, где такая возможность исключена. Кстати, этот ресурс (pikabu.ru) вполне подходит для этой цели.

Для доказывания авторства таким способом можно сослаться на публикацию своего фото на определённую дату, предшествующую дате нарушения.

Такие доказательства принимаются судом в силу п. 3.5.8 информационной справки по вопросам, возникающим при оценке доказательств, содержащих информацию, размещенную в сети «Интернет» (утв. постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 14.09.2017 № СП-23/24).

Отмечу, что указанная Справка не имеет силы закона или постановления пленума ВС РФ, а, скорее, представляет собой настоятельную рекомендацию для (арбитражных) судов, которую они могут проигнорировать. Но, поскольку суды в РФ непринуждённо могут проигнорировать вообще всё что угодно, вряд ли стоит отдельно обращать на это внимание.

То есть, если нарушитель не опровергнет факт размещения конкретной фотографии на фотостоке, в блоге и т.п. (что крайне маловероятно), то это доказательство будет признано достоверным.

Снимки экрана (скриншоты) приобщаются в качестве письменных доказательств (в том числе, согласно п. 1.1.3 Справки) к материалам дела.

Помимо непосредственно скриншотов ресурса с публикацией, можно дополнительно усилить свою позицию данными из кэша поисковых систем или снимков страниц блога / фотостока ресурсом archive.org.

Важно: скриншоты из-за возможности легко изменить их содержание (или содержание сайта в браузере) не являются таким же (условно) неоспоримым доказательством как нотариальный протокол, а поэтому фиксировать нарушение, например, одними скриншотами — крайне опрометчиво. Но в качестве обеспечения бесплатного дополнительного доказательства — почему бы и нет.

5. Резервная копия

Резервные копии (бэкапы) — это ещё и возможность подтвердить временной приоритет, наличие спорного объекта (в т.ч. фотографии) на определённую дату, предшествующую дате использования нарушителем.

Так, при загрузке фото в онлайн-хранилище (Google Drive, Dropbox и т.п.), сервис фиксирует дату загрузки, а иногда и дату изменения. Это также можно использовать впоследствии при доказывании авторства: у Вас файл на определённую дату есть, а у нарушителя — нет. Подтвердить это тоже можно скриншотами, руководствуясь вышеуказанной Справкой Суда по интеллектуальным правам.

У многих сервисов есть бесплатные тарифы и многие так или иначе уже пользуются подобными сервисами, поэтому это тоже можно использовать без дополнительных затрат.

06. Депонирование

Этот способ следует упомянуть в последнюю очередь, т.к. он напрямую связан с неизбежными финансовыми затратами.

Некоторые сервисы депонирования откровенно обманывают пользователей, бесцеремонно предлагая “зарегистрировать авторство” или “зарегистрировать авторские права”, что противоречит ст. 1259 ГК РФ, о чём уже указано выше.

А ещё не проводится исследование охраноспособности объекта и не проверяется авторство, о чём нередко прямо указывается в свидетельстве. Например, можно встретить такие оговорки:

«ответственность за правильность предоставленных сведений несёт заявитель»

или

«по заявлению , все права на данный результат интеллектуальной деятельности принадлежат указанным лицам».

То есть, по сути заявитель указывается себя или иное лицо автором, а депозитарий выдаёт документ, где ссылается на честное слово автора на определённую дату. Разумеется, даже такое доказательство лучше, чем ничего, но переоценивать его точно не следует.

Есть вполне добросовестные депозитарии, использующие современные технологии (например, уже вызывающий у многих аллергию blockchain) для удостоверения предъявления файла, которые не разбрасываются громкими лозунгами, и не обманывают, не запугивают авторов и выдают удостоверения по запросу в случае спора в суде за скромную денежку.

Но тут нужно проверять надёжность такой организации: давно ли она существует, помогает ли авторам с доказыванием, кто создатели. Ценность депонирования будет равна нулю, если потребуется получить свидетельство о депонировании или какой-то отчёт, а сервис уже не работает, организация прекратила деятельность, а создатели уехали в Магадан.

И ещё раз отмечу, что депонирование – ни в коем случае не государственная регистрация в федеральной службе по интеллектуальной собственности, не имеет правоустанавливающего значения и не должно быть единственным доказательством.

Таким образом, можно успешно обеспечить себя доказательствами авторства с практически нулевым бюджетом. Если сделать всё грамотно, легко можно обойтись и без любого депонирования. А если делать неграмотно — то и депонирование не поможет. Наоборот, в отдельных случаях оно даёт ложное ощущение защиты.

В общем, будьте здоровы и тратьте деньги разумно. А ещё не верьте никому (и мне тоже) и читайте закон, хотя бы в части, на которую ссылаются — ссылки на кодексы, постановление и справку выше активны как раз для этого.

Благодарю за прочтение.

Обещанные ссылки с чуть более подробным обоснованием:

https://bardov.legal/st/pochemu-avtorskie-prava-ne-trebuyut-…

https://bardov.legal/qanda/kak-dokazat-avtorstvo-fotografii

https://bardov.legal/qanda/kakie-fotografii-yavlyayutsya-obe…

https://bardov.legal/st/obespechenie-dokazatelstv-avtorstva

Источник: https://pikabu.ru/story/otvetstvennost_za_narushenie_avtorskikh_prav_skhema_4824767

Взыскание компенсации морального вреда за нарушение прав автора

Взыскание средств за нарушение авторских прав

  • Вопрос юристу по авторским правам Добрый день! Я – автор нескольких детских рассказов, которые были опубликованы в некоторых детских журналах и в Интернете.Совсем недавно обнаружил, что книжное издательство без моего разрешения продает книгу, в которую вошел и мой рассказ. Мой рассказ был немного видоизменен, мое имя автора вообще не указано. Созвонился и издательством, мне предложили смехотворную сумму, да еще и послали куда-подальше. Скажите, могу ли я подать в суд на это издательство, получить компенсацию морального вреда, компенсацию за нарушение моих авторских прав.
  • Ответ юриста по авторским правам Здравствуйте, уважаемый автор!Согласно ст. 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат следующие права:- исключительное право на произведение; – право авторства; – право автора на имя; – право на неприкосновенность произведения;- право на обнародование произведения.

Таким образом, авторские права – это совокупность исключительного права, которое является имущественным правом, а также неимущественных прав (право авторства и др.).

Автор произведения может распоряжаться исключительными правами (имущественными правами), например, передавать (отчуждать) данное право, например, издательству, или разрешать использование своего произведения, получая за это определенную оплату.

Существует так называемая презумпция виновности, согласно которой Вы являетесь автором, пока не будет доказано иное. В вашем случае именно издательство должно будет доказать правомерность использования вашего произведения.

Возвращаясь к вашему вопросу о возможности взыскания компенсации морального вреда за незаконное использование вашего произведения, можно сказать следующее.

В иск о нарушении авторских прав, который, как мы поняли, Вы планируете подавать, не рекомендуем включать требование о взыскании компенсации морального вреда, ввиду следующего.

По вашим словам, некое издательство распространяет книгу, в которой частично копируются ваши рассказы. То есть издательство неправомерно использует произведения, автором которых Вы являетесь.

Как было сказано выше, исключительное право автора произведения представляет собой право автора на распоряжение объектом авторских прав, то есть является имущественным правом. Данный вывод следует из положений ст. ст. 1229 и 1270 ГК РФ.

В свою очередь, моральный вред – это физические и нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, которые нарушают его личные неимущественные права или посягают на нематериальные блага, принадлежащие гражданину. Согласно ст.

151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Как следует из положений ст. 1251 ГК РФ, защите путем взыскания компенсации морального вреда подлежат только личные неимущественные права автора. Исключительное право защите путем взыскания компенсации морального вреда не подлежит, так как не относится к неимущественным.

Таким образом, ваши авторские права, которые нарушены издательством, посредством продажи книги, содержащими ваши рассказы, нельзя отнести к личным неимущественным правам автора, за нарушение которых можно потребовать взыскания компенсации морального вреда.

Предметом иска о нарушении авторских прав могут быть требования, предусмотренные 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ.

Согласно ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Источник: https://uslugijurista.ru/yuridicheskaya-konsultacia/vzyskanie-kompensatsii-moralnogo-vreda-za-narushenie-prav-avtora

Взыскание компенсации за нарушение исключительного права: позиция судов

Взыскание средств за нарушение авторских прав

По данным Суда по интеллектуальным правам (далее – СИП), опубликованным в Отчете о работе кассационной инстанции СИП за первое полугодие 2015 год1, с января по июнь текущего года Судом было рассмотрено 716 дел, подавляющее большинство которых (417 дел) связано с защитой интеллектуальных прав. Особое значение для правообладателей имеет защита исключительных авторских и смежных прав.

Способы защиты нарушенных исключительных прав приведены в ст. 1252 ГК РФ. Среди них, в частности:

Причем, если судить по упомянутому Отчету СИП, чаще других способов защиты правообладатели предпочитают именно компенсацию. Однако на практике в применении этого способа защиты стороны нередко сталкиваются с проблемами, связанными с неоднозначным толкованием той или иной нормы. Рассмотрим, как разрешают некоторые спорные ситуации суды.

Двукратный размер стоимости экземпляров произведения и другие виды компенсации

За нарушение исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с применением других мер (признание права, пресечения незаконных действий и т. д.) могут требовать, чтобы нарушитель либо возместил причиненные убытки, либо выплатил компенсацию:

  • в размере от 10 тыс. до 5 млн руб.;
  • в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
  • в двукратном размере стоимости права использования произведения исходя из цены, которая обычно взимается за правомерное использование произведения при аналогичных обстоятельствах (ст. 1301 ГК РФ).

Когда можно требовать с нарушителя выплаты компенсации за нарушение исключительного права и что для этого необходимо, узнайте в 
“Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки” интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Если правообладатель выбрал первый вариант, окончательный размер компенсации (в пределах от 10 тыс. до 5 млн руб.) будет зависеть от усмотрения суда (п. 1 ст. 1301 ГК РФ).

Поэтому стараясь избежать такой неопределенности, которая часто приводит к значительному понижению суммы компенсации (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда г. Санкт-Петербург от 30 октября 2014 г.

по делу № 33-16493/2014), правообладатели, как правило, выставляют к нарушителю требования в виде двукратной стоимости контрафактных экземпляров произведения. Размер компенсации в этом случае определяется исходя из конкретных данных о тираже и цене контрафактного произведения.

Однако взыскать такую компенсацию в полном размере правообладатель может не всегда. Например, это касается случаев, когда речь идет о сборнике, в котором часть произведений принадлежит заинтересованному лицу, а часть – нет.

Так, рассматривая один из споров о взыскании компенсации за незаконное распространение произведений, являющихся частью сборника, суд указал, что компенсация в любом случае должна быть не средством заработка, а должным удовлетворением требований и интересов правообладателя.

В связи с этим сумма требований была уменьшена и рассчитана судом исходя из двукратной стоимости страниц спорных произведений от общего числа страниц книги, умноженной на количество экземпляров издания, по формуле E = 2*(x/y)*z*t, где E – это размер компенсации, х – цена за сборник, у – количество страниц в сборнике, z – количество страниц спорных произведений, t – тираж (Определение ВАС РФ от 23 августа 2012 г. по делу № ВАС-6782/12).

С похожей проблемой может столкнуться правообладатель, требующий выплатить компенсацию за незаконное использование персонажей произведения. Авторские права в соответствии с законом действительно могут распространяться не только на само произведение, но и на его часть, в том числе – на персонаж (п. 7 ст.

1259 ГК РФ). Если нарушитель исключительных прав использовал одного персонажа, суды расценивают это как самостоятельное правонарушение (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2015 г. № 15АП-2963/15).

Трудности могут возникнуть, если речь идет о нескольких персонажах одного произведения.

Правообладатели нередко требуют с нарушителя компенсацию за каждый персонаж.

Однако, рассматривая подобные споры, суды, как правило, указывают на то, что незаконное использование нескольких персонажей произведения является все-таки нарушением исключительного права на само произведение, а следовательно, это не несколько правонарушений, а одно (постановление СИП от 16 апреля 2014 г.

№ С01-260/2014 по делу № А45-12103/2013). В таком случае размер заявленной истцом компенсации может быть рассчитан исходя из количества произведений, персонажи из которых были незаконно использованы ответчиком, а не из количества самих персонажей.

Однако недавно ВС РФ высказал свою позицию относительно возмещения убытков за незаконное использование персонажей одного произведения.

По мнению Суда, при рассмотрении дел такого рода следует установить наличие признаков, позволяющих считать действующих героев произведения персонажами, которые по своему характеру могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда, что может повлечь за собой взыскание компенсации за каждый факт такого нарушения (Определение ВС РФ от 11 июня 2015 г. № 309-ЭС14-7875 по делу № А50-21004/2013).

Руководитель юридического отдела издательства “Эксмо” Максим Рябыко убежден: “Какой бы способ компенсации правообладатель ни выбрал, он должен быть соразмерен нарушению. Не стоит переоценивать свой бренд. В вопросах защиты интеллектуальной собственности в судебном порядке соразмерная компенсация – это один из принципов, на которых должна быть основана позиция сторон”.

Стоит также отметить, что, несмотря на удобный способ расчета компенсации в виде двойной стоимости контрафакта, не все эксперты одобряют ее существование.

МНЕНИЕ

Анатолий Семёнов, представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности:

“Сам принцип расчета убытков, основанный на арифметическом удвоении стоимости контрафактных товаров, является порочным с точки зрения общих подходов гражданско-правовой ответственности, поскольку превращает суд в калькулятор, а взыскиваемую компенсацию – в частный карательный штраф. К тому же еще и рассчитанный на основе стоимости товара, в котором ввиду его контрафактности в принципе не может быть даже намека для обоснования стоимости предъявленного к защите исключительного права”.

Объем прав лицензиата и автора

По общему правилу лицензиат, которому выдана исключительная лицензия, может защищать свои права такими же способами, что и автор (ст. 1254 ГК РФ). Однако судебная практика позволяет сделать вывод, что при определенных обстоятельствах лицензиат может располагать большим объемом прав при защите своих интересов.

НАША СПРАВКА

Лицензионный договор – договор, по которому одна сторона – обладатель исключительного права на произведение (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого произведения в предусмотренных договором пределах (ст. 1235 ГК РФ).

Исключительная лицензия – предоставление лицензиату права использовать произведение без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (ст. 1236 ГК РФ).

Неисключительная лицензия – предоставление лицензиату права использования произведения с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (ст. 1236 ГК РФ). 

Проиллюстрировать это поможет следующий спор (решение Арбитражного суда г. Москвы от 3 февраля 2014 г. по делу № А40-93293/2013, постановление СИП от 23 июля 2014 г. № С01-618/2014).

Издательство 1 заключило лицензионный договор (простая неисключительная лицензия) с автором, который в договоре гарантировал, что литературное произведение не обременено правами других лиц, в частности, другие лицензии на него не выдавались.

Однако автор забыл или умолчал о том, что ранее на указанное произведение им была выдана исключительная лицензия другому издателю (Издательство 2).

Поскольку в момент подписания лицензионного договора с Издательством 1 исключительные авторские права на спорные произведения принадлежали не автору, а Издательству 2 на основании авторских договоров, данная сделка является недействительной (ст. 168, подп. 2 п. 1 ст. 1236 ГК РФ).

Это стало основанием для обращения Издательства 2 в суд с иском о взыскании с Издательства 1 компенсации за нарушение исключительных прав в виде двойной стоимости контрафактных экземпляров (ст. 1301 ГК РФ).

В этом случае ответчику было бы логично обратиться с регрессным требованием к автору, которым было нарушено обязательство (ст. 1081, п. 4 ст. 1250 ГК РФ). Однако к моменту возникновения спора он скончался.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О безвозмездном использовании произведений в Интернете (так называемых “свободных лицензиях”) и о границах свободного использования результатов интеллектуальной деятельности узнайте из нашего материала “Интеллектуальная собственность по-новому”.

Отстаивая свою позицию, ответчик утверждал, что при наличии лицензионного договора с автором у него не было оснований полагать, что, издавая спорные произведения, он нарушает чьи-либо права.

Однако суды пришли к выводу: доводы Издательства 1 о том, что ответственность за нарушение авторских прав наступает только при наличии вины, противоречат нормам ГК РФ.

Так, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401, п. 3 ст. 1250 ГК РФ, п. 23 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г.

№ 5/29 “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”; далее – Постановление № 5/29). Нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника к такому обстоятельству не относится. Таким образом, по мнению судов, оснований для освобождения Издательства 1 от ответственности не было.

Вместе с тем Издательство 1 полагало, что заявленные истцом требования несоразмерно высоки.

Сложность состояла в том, что в действующем законодательстве ничего не сказано о возможности уменьшить компенсацию, выраженную в двойной стоимости экземпляра.

По общему правилу судьи могут определять причитающуюся сумму по своему усмотрению, только если речь идет о взыскании компенсации в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. (п. 43.3 Постановления № 5/29).

Однако в обоснование своей позиции Издательство 1 ссылалось на мнение ВАС РФ, согласно которому даже при таком способе компенсации, как выплата двойной стоимости экземпляров, суд обязан исходить из принципов соразмерности и справедливости и не лишен права снизить размер требований (Постановление Президиума ВАС РФ от 2 апреля 2013 г. № 16449/12).

В результате суд встал на сторону Издательства 1, и размер компенсации был уменьшен.

В рассмотренном примере ответчик хоть и добился существенного снижения заявленных истцом требований, тем не менее понес ответственность за действия, в которых не было его вины.

Как подчеркивает Анатолий Семёнов, другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя (абз. 3 п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

В рассмотренном споре согласие автора было прямо выражено в договоре неисключительной лицензии и подтверждено в ходе судебного разбирательства.

“В удовлетворении исковых требований исключительного лицензиата следовало отказать в виду отсутствия нарушения, поскольку данный спор касался лишь ненадлежащего исполнения правообладателем договора исключительной лицензии с истцом (п. 2 ст. 1237 ГК РФ).

Надлежащим ответчиком в таком случае являлась бы наследница автора. Однако вместо этого мы имеем совершенно неправосудные судебные акты о снижении размера компенсации, взысканной с лица, действовавшего с согласия правообладателя”, – заключает Анатолий Семёнов.

К тому же в этом примере, по мнению Максима Рябыко, очевидно наличие у лицензиата большего объема прав по сравнению с автором: “На мой взгляд, здесь закралось непонимание природы указанных правоотношений – презюмируется, что у лицензиата ровно столько прав, сколько есть у автора.

Однако давайте представим, что автор пошел с похожим иском к одному издателю, ранее выдав исключительную лицензию другому издателю.

В СИП или в коллегии по экономическим спорам ВС РФ ему будет отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку было бы налицо явное злоупотребление им своими правами”.

Более того, Анатолий Семёнов считает, что в рассмотренном примере речь идет именно о ненадлежащем исполнении договора с лицензиатом, а не о нарушении исключительного права.

Эксперт обращает внимание на то, что под последним понимается нарушение прав не лицензиата, а автора.

Поэтому сама идея привлечения к ответственности автора или его наследника за нарушение исключительного права, пусть даже и в порядке регресса, в данном случае выглядит абсурдно ввиду совпадения должника и кредитора (ст. 413 ГК РФ). 

Источник: https://www.garant.ru/article/639995/

Юр-Центр Консульт
Добавить комментарий