Вид разрешенного использования земельного участка под размещения базовых станций сотовой связи?

О порядке размещения вышки сотового оператора

Вид разрешенного использования земельного участка под размещения базовых станций сотовой связи?

Ежегодно с целью повышения качества мобильной связи на территории Югры увеличивается количество базовых станций операторов сотовой связи в населенных пунктах. В свою очередь эти объекты являются источниками электромагнитного излучения (ЭМИ).

Напомним, ЭМИ – невидимый глазу и не регистрируемый другими органами чувств фактор физического воздействия. Его уровень возможно определить только с помощью лабораторных исследований. В связи с чем закономерно возникающее беспокойство граждан при строительстве (установке) базовой станции вблизи своих домов или на крыше многоквартирного дома. 

В Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре поступают обращения граждан, обеспокоенных законностью установки и неблагоприятным воздействием базовых станций сотовой связи на окружающую среду и здоровье.

В 2019 году таких обращений зарегистрировано 19 – по результатам измерений установлено, что уровни электромагнитного поля в 100% случаев не превышали гигиенические нормативы.

В 2020 году заявлений не поступало.

Основными элементами современной системы сотовой связи являются сравнительно маломощные базовые станции, что делает эту систему безопасной для населения при соблюдении правил по их установке.

Исходя из технологических требований построения системы сотовой связи, направленность антенн в вертикальной плоскости рассчитана так, чтобы основная энергия излучения была выше прилегающих зданий, что является необходимым условием для нормального функционирования системы.

Базовые станции являются видом передающих радиотехнических объектов, мощность излучения которых (загрузка) не является постоянной 24 часа в сутки. Так, ночью загрузка базовых станций практически равна нулю.

Установка и работа базовых станций, как и уровень допустимого электромагнитного излучения от них, строго регулируются законодательством и контролируются уполномоченными государственными органами.

Если базовая станция установлена с соблюдением санитарных норм, то причин опасаться электромагнитного излучения от нее нет.

Система станций и их размещение планируется так, чтобы ограничить до минимума воздействие на население электромагнитных полей при их эксплуатации.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за передающими радиотехническими объектами, в том числе при размещении антенн сотовой связи, осуществляется органами Роспотребнадзора на всех стадиях.

На первом этапе строительства базовой станции владелец объекта предоставляет в Роспотребнадзор проектную документацию. И в случае получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на размещение объекта производит его установку.

Размещение антенн базовых станций сотовой связи, как на отдельно стоящих опорах, так и на крышах жилых, общественных и других зданий допускается санитарными нормами и правилами СанПиН 2.1.8/2.2.4.

1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» (п. 3.

13) при условии отсутствия превышений предельно-допустимых уровней электромагнитных полей на территории жилой застройки и внутри жилых помещений – не более 10 мкВт/см2.

Обязательным требованием также является проведение суммарных расчетов с учетом существующего радиопередающего оборудования других (соседних) операторов связи.

После того, как вышка с антеннами установлена, проводятся измерения, чтобы убедиться в соблюдении норм безопасности.

Следует отметить, что все монтируемое оборудование является типовым и используется на уже существующих базовых станциях и многократно оценивалось на соответствие электромагнитных полей санитарным нормам.

Базовые станции сотовой связи работают на минимальных уровнях излучения, достаточных для их качественной работы и функционирования и находятся под контролем Роспотребнадзора. То есть, если базовая станция установлена в соответствии с нормативными требованиями, то ее работа безопасна для жизни и здоровья человека.

С 2005 года Управлением проведена экспертиза 5954 проектов размещения базовых станций и только по 4 выданы заключения о несоответствии требованиям санитарных правил.

ВАЖНО! Вопросы отвода земельных участков под строительство и размещение вышек сотовой связи не входят в полномочия Роспотребнадзора.

Места расположения базовых станций определяются владельцем оборудования, отвод земельного участка под строительство и размещение согласовывается администрацией населенного пункта или владельцем территории.

Контроль за использованием земель (в том числе – сдача в аренду) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Вопросы использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием находятся в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. При этом все претензии и требования имущественного характера, при их неразрешении в добровольном порядке, в силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению исключительно судебными инстанциями.

По интересующим вопросам Вы можете обращаться в Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре (телефон 8/3467/360003/доб.1803).

Начальник  ОРЛ и СГМ А.Ю. Кочеткова 8(3467)360003 доб. 1803

235

Источник: http://86.rospotrebnadzor.ru/news/o-poryadke-razmescheniya-vyshki-sotovogo-operatora

Верховный суд разъяснил дачникам, где должны стоять сотовые вышки

Вид разрешенного использования земельного участка под размещения базовых станций сотовой связи?

В самом разгаре дачный сезон, и многие горожане в прямом смысле слова переселились на свои загородные сотки. На каком расстоянии от дачных домиков должны располагаться вышки сотовой связи? Результаты одного такого спора и разъяснение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ могут оказаться полезными не только конкретным дачникам, подавшим такой иск.

Гражданский спор начался после того, как на одном из садовых участков вместо грядок с клубникой выросла вышка сотовой связи. Хозяйка соток решила, что сдать в аренду коммерсантам свой дачный участок гораздо выгоднее, чем что-либо на нем сажать.

Гражданка договорилась с сотовым оператором, и почти сорокаметровую башню связи стало видно за километры. Соседям вышка не понравилась, и они обратились в суд.

Их иск был адресован сразу нескольким ответчикам – хозяйке участка, оператору мобильной связи и компании, которая вышку эксплуатировала.

В районном суде истцы заявили, что вышка связи не относится к временным постройкам, сам объект возведен без разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию. А главное, по мнению садоводов, – нет заключения Роспотребнадзора, что уровень электромагнитного излучения от вышки безопасен для окружающих дачников.

Верховный суд защитил права тех, кто решил строить дом на своей земле

Районный суд к гражданам прислушался и решил, что “антенно-мачтовое сооружение связи” надо демонтировать и сделать это должна фирма, которая вышку эксплуатирует. А судебные расходы суд взыскал с хозяйки участка и мобильного оператора. Но проигравшие пошли в областной суд. Там решение коллег отменили и приняли новое решение – в иске соседям полностью отказать.

В Верховном суде, куда дошли обиженные дачники, дело проверили, доводы сторон обсудили и сказали, что областной суд был неправ.

Вот доводы Верховного суда.

По материалам дела видно, что гражданка, на участке которой появилась вышка, его собственница, а сам участок относится к категории земель “земли населенных пунктов”. Дама сдала некой фирме свои сотки по договору аренды “для установки и ввода в эксплуатацию базовой станции сотовой и радиотелефонной связи”.

Районный суд, когда рассматривал спор, назначил строительно-техническую экспертизу. По ее выводам башня не соответствует строительным нормам и правилам, которые предъявляются к таким объектам.

Вокруг объекта “имеется опасная зона, и она нарушает требования к планировке и застройке населенных пунктов”.

Это заключение об опасной зоне вокруг станции районный суд взял за основу, соглашаясь с соседями опасного участка.

Глава Росреестра рассказала о будущих законах

Кроме этого суд сделал вывод, что участок предприимчивая гражданка использует не по назначению. На это областной суд заявил, что вышка на дачном участке – не опасный и не технически сложный объект. Есть постановление правительства “Об особенностях госрегистрации прав собственности на линейно-кабельные сооружения связи”. Так, эта вышка к таким объектам недвижимости не относится.

Но и самовольной постройкой ее нельзя назвать, заявила апелляция.

С такими выводами Верховный суд категорически не согласился. Он напомнил, что по Земельному кодексу (статья 42) собственник должен использовать свои сотки по их целевому назначению и не наносить вред окружающей среде и соблюдать все нормы – градостроительные, санитарные и противопожарные. На нашем спорном участке разрешено лишь индивидуальное жилищное строительство.

Верховный суд сказал, что первым делом областной суд должен был посмотреть, соответствует ли вышка целевому назначению этого участка. Апелляция этого не сделала. Нет и мнения областного суда по поводу того, что сотки сдают в аренду для “осуществления предпринимательской деятельности третьими лицами”.

Верховный суд уточнил порядок регистрации дач и коттеджей

Довод областного суда, что базовая станция сотовой связи “имеет признаки временного сооружения”, поэтому и не попадает в перечень объектов капитального строительства, особо порадовал Верховный суд. Дело в том, что по Гражданскому кодексу любое имущество относится либо к движимым, либо к недвижимым вещам. А вот термина “временное сооружение” в Гражданском кодексе нет.

Если апелляция не поверила экспертизе, назначенной райсудом, то она могла назначить другую экспертизу, заметили в высоком суде. Но сложилась такая ситуация – доводы первой экспертизы, что работающая вышка может угрожать здоровью не только истцов, суд опроверг, свою экспертизу не назначил и суждений по этому поводу не высказал.

Верховный суд отменил вердикт апелляции и велел областному суду пересмотреть свое решение.

По Земельному кодексу собственник должен использовать свои сотки по их целевому назначению. Если разрешено индивидуальное жилищное строительство, то иные объекты воздвигать нельзя. Photoxpress

Компетентно

Алексей Куприянов, почетный адвокат России:

– Вышка оператора связи в соседском огороде вряд ли сможет кого-то обрадовать, разве что человека с серьезной интернет-зависимостью.

Но кроме испорченного пейзажа произвольно расположенные сооружения связи могут нанести вред здоровью жителей прилегающей территории.

Опасность представляет невидимое и неощутимое человеком электромагнитное излучение. Именно по этой причине такое строительство подлежит особому регулированию.

Как правило, сооружения связи должны располагаться на землях, относимых земельным законодательством к категории земель “промышленности и иного специального назначения”. Одним из специальных назначений и являются земельные участки, выделяемые для целей обеспечения связи.

В зависимости от опасности конкретного связного объекта для вашего здоровья вокруг сооружений связи законодательно предусматривается создание охранных зон или полос отчуждения. СанПиН 2.1.8/2.2.4.

1383-03 “Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов” дают возможность точно определить размеры и конфигурацию таких зон на местности в зависимости от мощности и направления излучения (“диаграммы направленности”) каждой конкретной “сотовой” или иной радиостанции.

Для особо мощных объектов границы санитарно-защитных зон устанавливаются решениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для менее мощных – нижестоящими руководителями санитарного надзора.

Объекты сотовой связи, которые мы видим по всем городам и весям, конструктивно делятся на три вида – “башня”, “мачта” и “вышка”, но связисты называют их все “передающими радиотехническими объектами”. Все отдельно стоящие башни, мачты и вышки относятся к категории недвижимости и в соответствии с законом “О связи” подлежат в этом качестве государственной регистрации.

Строительство объекта “сотовой”, “транкинговой” или иной связи на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, не должно допускаться.

Проверку законности расположения того или иного объекта связи по заявлению граждан могут проводить Роспотребнадзор, Роскомнадзор и в общем порядке органы прокуратуры.

Источник: https://rg.ru/2018/06/20/verhovnyj-sud-raziasnil-dachnikam-gde-dolzhny-stoiat-sotovye-vyshki.html

Сколько сотовые операторы платят за размещение базовых станций

Вид разрешенного использования земельного участка под размещения базовых станций сотовой связи?

В сентябре жители села Комариха Топчихинского района обратились в редакцию местной газеты «Наше слово» с просьбой разобраться, почему в населенном пункте исчезла сотовая связь. Ранее в Комарихе эти услуги предоставлял оператор «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»).

По словам корреспондента газеты «Наше слово» Алены Меркуловой, в селе проживает чуть более 100 человек. Стационарных телефонов всего шесть. Поставить больше не позволяет номерная емкость АТС. Поэтому услуги сотовой связи были очень востребованы.

По данным газеты «Наше слово», наладить мобильную связь в Комарихе можно только одним способом — поставить рядом с селом базовую станцию.

Но в Барнаульском филиале компании «ВымпелКом» говорят, что сделать это не представляется возможным, так как в районе слишком высокая арендная плата за землю.

Ближайшая к Комарихе базовая станция «ВымпелКома» находится рядом с селом Парфеново. В администрации Топчихинского района сообщили, что стоимость аренды земли под ней составляет 207 тыс. рублей в год. Годовая стоимость аренды земли в районах вычисляется по формуле, прописанной в указанном выше постановлении администрации края (см. справку. — прим. «ВД»).

«В связи с тем, что в Парфенове кадастровая стоимость земель значительно превышает аналогичный показатель в прочих населенных пунктах района, арендная плата за использование земельных участков в этом селе несколько выше, — комментирует Светлана Серикова, председатель комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Топчихинского района. — В случае если „ВымпелКом“ изъявит желание установить башню сотовой связи в Комарихе, размер годовой арендной платы за использование земельного участка под объектом связи будет составлять 69 тыс. рублей в год. Сумма будет такой опять же из-за размера удельного показателя кадастровой стоимости».

Андрей Семенов, директор Барнаульского филиала «ВымпелКом», рассказал, что сложности, связанные с высокой стоимостью арендной платы, компания испытывает в нескольких районах. В частности, в Рубцовском, Топчихинском и Завьяловском.

«Стоимость аренды земли, предназначенной для строительства башен сотовых операторов, в данных районах во много раз выше, иногда даже в сотни раз, чем аналогичный показатель для других потребителей.

Это, безусловно, влияет на перспективы дальнейшего развития сотовой связи в данных районах», — говорит г-н Семенов.

В компании «МТС» воздержались от комментариев по поводу сложившейся ситуации. А менеджер службы по связям с общественностью «МегаФон-Сибирь» Михаил Ивонин, сказал, что с необоснованным повышением арендной платы со стороны администраций муниципальных образований Алтайского края компания не сталкивалась.

Во многих районных администрациях «ВД» подтвердили, что стоимость аренды земли для сотовых компаний выше, чем для других арендаторов. «Согласитесь, устанавливать единый размер арендной платы для сотовых операторов и, например, для арендаторов-сельхозтоваропроизводителей нельзя.

Поэтому Топчихинским районным Советом депутатов утверждены различные размеры коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

И, конечно же, размер коэффициента для земельных участков под объектами сотовой связи превышает аналогичный показатель для земельных участков под объектами сельхозпроизводства или бытового обслуживания», — говорит Светлана Серикова.

Кроме того, она сказала, что примерно на том же уровне, что и для земельных участков под объектами мобильной связи, установлены коэффициенты для АЗС и газонаполнительных станций, пунктов приема лома металлов и банков.

Разница в ценах за аренду земли для сотовых компаний в районах достаточно велика. Например, в Романовском районе, где установлена всего одна базовая станция, принадлежащая МТС, оператор, по данным администрации, платил 906 рублей в год (недавно компания выкупила участок. — Прим. «ВД»).

В Топчихинском и Завьяловском районах, где есть вышки всех операторов «большой тройки», этот показатель в среднем приближается к 100 тыс. рублей. В Алтайском районе он равен примерно 24 тыс. рублей, в Зональном — от 10 до 25 тыс. рублей, в Алейском — 47 тыс. рублей. Арендуемая площадь примерно одинакова.

Как правило, разница регулируется величиной принятых коэффициентов.

«Принципа платности использования земли законодатель не отменял. Существующая в районе ставка аренды для операторов сотовой связи выше утвержденной для других видов разрешенного использования земель.

Причина в том, что в данном случае заключаются договоры на земельные участки мизерной площади — чуть более200 кв. м, — говорит Елена Карпова, председатель комитета в администрации Завьяловского района.

— При этом сумма аренды существенно не влияет на финансовый результат деятельности компаний-гигантов. И, полагаю, неоднократно окупается за счет многочисленных абонентов сети. А для района неналоговые доходы — один из способов хоть как-то снизить уровень дотационности бюджета».

Половина суммы, которую муниципалитеты получают от сдачи в аренду земли сотовым компаниям, поступает в бюджет района. Вторая часть остается в сельском совете, на территории которого расположена башня.

В последнее время получила распространение практика выкупа земли под базовыми станциями. Во многих районах «ВД» рассказали, что подобные сделки активно совершает МТС. В Барнаульском филиале «ВымпелКома» сообщили, что в крае компания купила землю только под одной базовой станцией.

Сейчас, когда наблюдается повышение стоимости аренды, подход может измениться. «В целом приобретение участка теперь дешевле, чем многолетняя аренда, даже с учетом налога на землю, — говорит Андрей Семенов.

— Поэтому данный вариант может стать интересным альтернативным инструментом развития сети операторов мобильной связи».

Как считают стоимость аренды земли

Стоимость аренды земли в районах рассчитывается по следующей формуле:

A = S x KC x K x K1

A — сумма арендной платы за полный год (в рублях);

S — общая площадь земельного участка (кв. м);

KC — удельный показатель кадастровой стоимости (стоимость одного квадратного метра земли в рублях);

K — коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;

K1 — коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.

КС устанавливается администрацией Алтайского края. Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района.

Источник: постановление администрации Алтайского края № 603 от 24 декабря 2007 года.

Источник: https://altapress.ru/ekonomika/story/skolko-sotovie-operatori-platyat-za-razmeshchenie-bazovih-stantsiy-15410

Прокурор разъясняет

Вид разрешенного использования земельного участка под размещения базовых станций сотовой связи?

Объекты капитального строительства – это здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и др. (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

При этом сооружения связи относятся к особо опасным и технически сложным объектам, если их проектной документацией предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 м и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 м (п. 3 ч. 1 ст. 48.

1 Градостроительного кодекса РФ, подп. 14.1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи)).

Сооружения связи являются объектами инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданными или приспособленными для размещения средств связи, кабелей связи (подп. 27 ст. 2 Закона о связи).

Базовая станция сотовой радиотелефонной связи (высокомачтовая опора, вышка сотовой связи) относится к сооружениям связи, составляющим единую вещь – базовую станцию сотовой связи, состоящую из совокупности смонтированных между собой средств, объектов, кабельных и иных сооружений связи. Указанная базовая станция или вышка сотовой связи (высокомачтовая силовая опора) не может являться временной постройкой, поскольку представляет собой конструкцию, неразрывно связанную с землей, которую будет невозможно демонтировать без несоразмерного ущерба ее назначению.

Станция сети сотовой радиотелефонной связи (высокомачтовая опора, вышка сотовой связи) является особо опасным и технически сложным объектом, поскольку влияние такого источника на человека может привести к негативным последствиям в виде патологий и болезней тех или иных органов. Любая сотовая вышка рядом с домом оказывает негативное влияние на здоровье человека (интенсивность такого воздействия зависит от количества производимого ей сигнала).

Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство (ч. 2 ст. 51 ГрК).

Согласно ч. 1 ст.

51 ГрК РФ разрешение на строительство – это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

До начала осуществления строительства, застройщик обязан получить разрешение на строительство. Отсутствие разрешения на момент начала строительства и в период его осуществления создает возможную угрозу безопасной эксплуатации возводимого объекта недвижимости.

Таким образом, базовая станция сотовой радиотелефонной связи (высокомачтовая силовая опора, вышка сотовой связи) и другие подобные объекты строительства являются сложными объектами капитального строительства, а значит, застройщик обязан получить соответствующее разрешение на строительство.

В соответствии со ст.58 Градостроительного кодекса РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За строительство объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство частью 1 ст. 9.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах (п.5.3.1 Положения о Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»).

Источник: http://zvezdny.permarea.ru/Novosti/Novosti/2018/10/22/180819/

Юр-Центр Консульт
Добавить комментарий