В результате ДТП лишилась возможности заработка по причине поломки авто, оплатят ли мне аренду авто?

Если автомобиль организации попал в ДТП — Audit-it.ru

В результате ДТП лишилась возможности заработка по причине поломки авто, оплатят ли мне аренду авто?
УФНС по Чувашской республике

Налоговые последствия дорожно-транспортного происшествия, а также порядок бухгалтерского учета зависят от конкретных обстоятельств. Рассмотрим наиболее типичные из них.

В ДТП, произошедшем по вине сотрудника, пострадал только автомобиль компании

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, которое его причинило (ст. 1064 ГК РФ).

Трудовым кодексом предусмотрена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. В статье 238 ТК РФ установлена обязанность сотрудника возместить нанесенный работодателю прямой действительный ущерб. Речь идет о реальном уменьшении или ухудшении состояния наличного имущества работодателя.

Доходы, не полученные организацией вследствие произошедшего события (упущенная выгода), с сотрудника не взыскиваются. Значит, работник организации, признанный виновным в ДТП, должен компенсировать работодателю расходы на возмещение реального ущерба.

Доказательством вины служат документы, оформленные ГИБДД: справка об участии в ДТП, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

Обратите внимание: обязанность работника возместить организации прямой действительный ущерб в полном объеме не зависит от того, заключен ли с ним договор о полной материальной ответственности.

Если сотрудник признан виновным в ДТП, то вред причинен скорее всего в результате несоблюдения правил дорожного движения (административный проступок).

Согласно пункту 6 статьи 243 ТК РФ это влечет полную материальную ответственность работника перед работодателем.

Процедура взыскания ущерба с виновного сотрудника состоит из следующих этапов.

1. Организация устанавливает размер ущерба от ДТП. Для этого создается соответствующая комиссия (ст. 247 ТК РФ). Размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа (ст.

246 ТК РФ). Величина ущерба рассчитывается на день его причинения или обнаружения, то есть на тот день, когда произошло ДТП. Как правило, размер ущерба при ДТП определяется исходя из стоимости ремонта поврежденного основного средства (автомобиля) и стоимости использованных запчастей.

2. Работодатель (комиссия) устанавливает причины возникновения ущерба. В статье 247 ТК РФ сказано, что от работника требуется письменное объяснение причин аварии. Форма этого документа не утверждена.

Работник составляет его в произвольной форме и ставит на нем подпись. Если сотрудник отказывается или уклоняется от подобных объяснений, оформляется акт.

Он также составляется в произвольной форме и подписывается несколькими должностными лицами организации или членами комиссии.

3. Организация взыскивает ущерб с виновного сотрудника. Сумма причиненного ущерба, не превышающая среднего месячного заработка работника, может быть удержана из его зарплаты на основании приказа руководителя организации. Форма документа произвольная. Приказ издается не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера ущерба (абз. 1 ст.

248 ТК РФ). Согласно статье 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20%. Предположим, что месячный срок истек или сотрудник не согласен добровольно возмещать причиненный ущерб, сумма которого превышает его средний месячный заработок. Тогда взыскать ущерб можно только в судебном порядке (абз. 2 ст. 248 ТК РФ).

Виновный может добровольно возместить ущерб полностью или частично. По соглашению между работодателем и сотрудником допускается рассрочка платежа (абз. 4 ст. 248 ТК РФ).

В этом случае работник выдает работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

Допустим, работник, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, уволился и отказался его возместить. Сумму непогашенной задолженности работодатель взыскивает через суд.

Поврежденный автомобиль может быть отремонтирован силами организации либо с привлечением специализированной компании (автосервиса).

Налогообложение. Расходы на ремонт основных средств являются прочими расходами и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Основание — пункт 1 статьи 260 и пункт 5 статьи 272 НК РФ. Это правило применяется, если организация определяет доходы и расходы методом начисления. Те, кто применяет кассовый метод, учитывают подобные затраты после их фактической оплаты (п.

3 ст. 273 НК РФ).

Суммы возмещения убытков или ущерба признаются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов согласно пункту 3 статьи 250 НК РФ. Поэтому сумма ущерба, взысканная с виновного в ДТП сотрудника, — это внереализационный доход фирмы.

Те, кто определяет доходы и расходы методом начисления, отражают их на дату признания ущерба должником либо на дату вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При кассовом методе названные доходы учитываются на дату получения денежных средств (п.

2 ст. 273 НК РФ).

Обычно сумма доходов в виде возмещения ущерба равна сумме расходов на ремонт поврежденного в аварии автомобиля.

Однако в расходы организация включает сумму ремонта автотранспортного средства за вычетом НДС, а во внереализационных доходах признает всю сумму причиненного ущерба.

То есть затраты фирмы на ремонт поврежденного в аварии автомобиля, осуществленные с учетом НДС, виновный сотрудник обязан компенсировать ей в полном объеме, включая НДС.

Денежные средства, полученные компанией от виновного сотрудника в виде компенсации затрат на ремонт попавшего в ДТП автомобиля, не облагаются НДС, поскольку их получение не связано с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Значит, такие денежные средства организация не включает в налоговую базу по НДС.

На этом основании суммы НДС, предъявленные фирме по выполненным подрядчиком ремонтным работам, вычету не подлежат даже при наличии всех подтверждающих документов (счета-фактуры и акта выполненных работ).

Бухгалтерский учет. Затраты организации на ремонт основных средств включаются в расходы по обычным видам деятельности на дату приемки у подрядчика выполненных работ (п. 7 и 18 ПБУ 10/99). В зависимости от специфики компании и учетной политики для целей бухучета указанные расходы отражаются по дебету счетов учета затрат 20, 23, 25, 26 и 29.

Сумма ущерба, взысканная с виновного работника, относится к поступлениям в счет возмещения убытков, причиненных организации, и включается в прочие доходы (счет 91) согласно пункту 7 ПБУ 9/99.

ПРИМЕР 1

В марте 2008 года водитель ООО «Гермес» А.П. Кузовлев, управляя служебным автомобилем, въехал в бетонное ограждение. Другие автомобили в ДТП не пострадали. Компания не приобретала полис КАСКО. А.П. Кузовлев, признанный виновным в аварии, согласился возместить организации ущерб.

В том же месяце автомобиль был отремонтирован в автосервисе, что подтверждено счетом-фактурой и актом выполненных работ, датированными мартом 2008 года. Ремонт обошелся организации в 11 800 руб. (включая НДС 1800 руб.). В целях исчисления налога на прибыль ООО «Гермес» применяет метод начисления. Оклад водителя — 20 000 руб., в марте 2008 года — 20 рабочих дней.

С марта 2007 по февраль 2008 года он отработал 220 дней. За этот период ему начислено 165 000 руб.

Средний заработок работника в месяце, когда произошло ДТП, — 15 000 руб. (165 000 руб. : 220 дн.# #20 дн.). Поскольку сумма ущерба не превышает среднемесячного заработка сотрудника, директор ООО «Гермес» издал приказ об удержании этой суммы из зарплаты водителя начиная с марта 2008 года.

В марте А.П. Кузовлеву причиталось 17 400 руб. [20 000 руб. – (20 000 руб.#13%)], поэтому из его зарплаты было удержано 3480 руб. (17 400 руб.#20%). Аналогично рассчитывается сумма удержаний в следующих месяцах. Они будут производиться вплоть до полного взыскания всей суммы ущерба.

Налоговый учет. Расходы на ремонт автомобиля в сумме 10 000 руб. ООО «Гермес» включило в состав прочих расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, в марте 2008 года. Поскольку сотрудник согласен возместить причиненный ущерб, всю сумму — 11 800 руб. фирма отразила в составе внереализационных доходов в марте 2008 года.

НДС. Фактически ремонт был произведен за счет средств, полученных от виновного работника в виде компенсации ущерба. Такие средства не облагаются НДС. Предъявленный НДС в сумме 1800 руб. ООО «Гермес» к вычету не принимает, а относит за счет полученного возмещения.

В бухгалтерском учете организации в марте 2008 года сделаны записи:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
— 10 000 руб. — отражена стоимость ремонта автомобиля, выполненного подрядчиком;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 1800 руб. — учтен предъявленный НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 11 800 руб. — оплачены ремонтные работы;

ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 91-1
— 11 800 руб. — отнесена на виновное лицо сумма ущерба;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
— 1800 руб. — списан «входной» НДС по ремонтным работам за счет суммы, полученной в возмещение ущерба;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
— 20 000 руб. — начислена зарплата А.П. Кузовлеву за март 2008 года;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68
— 2600 руб. (20 000 руб.#13%) — удержан НДФЛ из зарплаты водителя;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73-2
— 3480 руб. — удержана часть суммы ущерба из зарплаты виновного.

БУКВА ЗАКОНА
Сумма страхового возмещения по договору ОСАГО ограниченна

Страховая сумма, в пределах которой страховая компания при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет (ст. 7 Закона № 40-ФЗ):

— в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 000 руб.; — возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 000 руб.;

— возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 000 руб.

Указанные суммы выплачиваются при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора ОСАГО.

В результате ДТП пострадали третьи лица

Работник организации стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого был поврежден автомобиль другого участника дорожного движения.

В статье 1068 ГК РФ сказано, что организация обязана возместить вред, причиненный ее работником при исполнении трудовых, служебных или должностных обязанностей.

Это относится не только к лицам, работающим по трудовым договорам, но и к тем, кто выполняет работы по гражданско-правовому договору и действует по заданию нанявшей его компании.

Транспортные средства являются источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). За вред, нанесенный при их эксплуатации, Гражданским кодексом установлена ответственность для юридических и физических лиц. Конечно, если не будет доказано, что вред нанесен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность по возмещению вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, владеющих автомобилем на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) либо на ином законном основании.

Например, в качестве арендаторов, по доверенности на право управления транспортным средством или в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Согласно статье 931 ГК РФ можно застраховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. По договору страхования ответственности страхуется риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность возлагается.

С вступлением в силу Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее — Закон № 40-ФЗ) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) стало обязательным.

Владельцы автотранспортных средств за свой счет страхуют риск гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (п. 1 ст. 4 Закона № 40-ФЗ).

Итак, если организация застраховала ответственность по ОСАГО или заключила договор добровольного страхования, то ущерб пострадавшим возместит страховая компания.

В статье 1072 ГК РФ сказано, что если страхового возмещения недостаточно для полного возмещения причиненного вреда, то организация, застраховавшая свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, компенсирует разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

В свою очередь организация, возместившая третьим лицам ущерб, причиненный по вине работника, вправе потребовать от него возмещения (регресса). Это следует из положений статьи 1081 ГК РФ.

Таким образом, если сотрудник попал в ДТП, в результате которого пострадали третьи лица, и страховая выплата по ОСАГО не покрыла сумму нанесенного им ущерба, работодатель должен возместить разницу между суммой ущерба и страховой выплатой, а затем взыскать ее с виновника аварии.

То есть общая величина материального ущерба, которую виновный в ДТП работник возмещает работодателю, складывается из расходов фирмы на ремонт собственного автомобиля и суммы ущерба, причиненного третьим лицам, в части, которая не покрыта страховой выплатой по ОСАГО пострадавшей стороне.

Налогообложение. Как уже отмечалось, затраты на ремонт собственного автомобиля организация в налоговом учете включает в прочие расходы (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/139379.html

Смотрите, какая тема — Можно ли получить выплату по ОСАГО за автомобиль в прокат или за такси на время ремонта?

В результате ДТП лишилась возможности заработка по причине поломки авто, оплатят ли мне аренду авто?

Показать содержание

  1. Выплату за такси или аренду машины получить можно, но шансы примерно 50/50.
  2. Взыскать возмещение напрямую с виновника по судебной практике 2020 года можно успешнее.
  3. Если вред причинён здоровью, то шансы компенсации такси существенно увеличиваются.
  4. Логика судей при таких вопросах проста: пользоваться такси или прокатом авто нецелесообразно при наличии общественного транспорта.

По состоянию на 2020 год по ОСАГО в случае ДТП можно взыскать различные расходы – от фактически причинённого ущерба повреждённому автомобилю потерпевшего в виде ремонта или выплаты до компенсации услуг эвакуатора и платного хранения машины на стоянке. Но что, если Вы вынуждены были воспользоваться услугами проката или аренды автомобилей на то время, пока Ваше авто было в ремонте либо не на ходу после ДТП до осуществления ремонта или выплаты страховой компанией?

Покрывает ли ОСАГО стоимость аренды на время ремонта?

И да, и нет. Забегая вперёд, отметим, что шансы получить выплату в виде компенсации за прокат машины составляют примерно 50%. И вот почему!

Порядок возмещения вреда в 2020 году регулирует ФЗ-40 “Об ОСАГО”. Именно он устанавливает порядок осуществления такого возмещения. Но вот перечня, за что именно положена компенсация потерпевшему, в этом законе нет. Поэтому стороны руководствуются здравым смыслом и другими положениями закона.

Так, статья 1 указанного выше ФЗ говорит о том, что договор страхования подразумевает возмещение вреда имуществу, жизни или здоровью потерпевших. Ни о какой компенсации связанных с повреждением имущества услуг в виде аренды автомобиля на время ремонта не говорится.

С другой стороны, статья 6 закона приводит исчерпывающий список того, что ОСАГО не покрывает, и услуг по прокату автомобилей там нет.

Суть ответа на вопрос о компенсации стоимости арендованной машины в то время, пока Ваш автомобиль ремонтировался, сводится к тому, что фактически Вы понесли дополнительные расходы, которые должны быть возмещены. Но и общественный транспорт никто не отменял.

Но пункт 4.12 Правил страхования, утверждённых Банком России, в то же время говорит о том, что:

4.12. При причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат: …

иные расходы, произведённые потерпевшим в связи с причинённым вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).

Как видим, иные расходы всё же подлежат компенсации. А список в скобках дан с пометкой “в том числе”, то есть список не исчерпывающий.

Судебной практики по вопросу именно проката автомобилей на время ремонта на 2020 год практически нет. Но ввиду смежных решений и постановлений судов различных инстанций можно сделать вывод о том, что при предъявлении иска в суд о возмещении услуг аренды:

  • суд либо откажет в возмещении проката авто на время ремонта на основании того, что Вы могли воспользоваться более дешёвым общественным транспортом,
  • либо судья частично удовлетворит иск о возмещении расходов на использование арендованной машины, уменьшив сумму иска до “разумных” пределов; а вот разумность эта в денежном выражении предстанет уже на личное усмотрение судьи.

Здесь существенную роль в Вашу пользу сыграет, например, предоставление документов о том, что от Вашего места жительства до места работы общественный транспорт вообще не ходит. Такими документами могут послужить адрес регистрации в паспорте, справка с места работы и распечатка схемы маршрутных сетей загородного района.

Но решить данный вопрос на уровне требования к страховщику вряд ли удастся, потому как страховые компании всеми правдами и неправдами пытаются уменьшить сумму выплаты.

Можно ли получить выплату за пользование услугами такси?

Это уже более реально, но только в случае, если речь идёт о вреде здоровью и обоснованности поездки именно на такси. Если потерпевший в ДТП получил травму, из-за которой ему по меньшей мере некомфортно передвигаться на автобусе, троллейбусе, трамвае или метро, то компенсировать услуги использования такси вполне возможно. Вот пример судебной практики по этому вопросу.

А вот передвижение на такси по городу просто из-за простоя собственной машины в ремонте или если она оказалась не на ходу, сложнее, и здесь ровно по аналогии с возмещением услуг аренды автомобилей – суд может сослаться не отсутствие необходимости ездить на такси за имением общественного транспорта.

Можно ли взыскать напрямую с виновника?

Можно. Никто не запрещает подать иск к виновнику – причём, одновременно со страховой компанией. Это позволяет сделать возможность привлечения самого виновника в качестве соответчика, а страховой компании основным ответчиком или наоборот. А судья уже определить надлежащего ответчика по компенсации либо услуг такси, либо аренды автомобиля.

Как правильно попытаться взыскать?

В первую очередь, необходимо подать требование (досудебную претензию) страховщику о такой компенсации, приложив в обязательном порядке в случае пользования такси чеки об оплате услуг с указанием маршрута передвижения.

А в случае аренды автомобиля обязательно нужно приложить следующие документы:

  1. договор с организацией по услугам проката автомобилей,
  2. все чеки, подтверждающие фактическую оплату,
  3. желательно приложить копии организационно-правовых документов об осуществлении услуг фирмой.

Всё это вместе с требованием, которое пишется в свободной форме, вложить в конверт и отправить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений на юридический адрес страховой компании. В требовании нужно указать разумный срок для возмещения проката или такси – как правило, он составляет 10-15 рабочих дней.

Далее при отсутствии ответа или отказе следует такое же отправить виновнику аварии, если Вы хотите взыскать с него напрямую такие расходы.

При отсутствии удовлетворения такого требования от виновника придётся подавать исковое заявление в суд. Оно подаётся по месту нахождения основного ответчика. При сумме иска менее 50 тысяч рублей, исковое подаётся в мировой суд, более 50 000 – в районный или городской.

Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/vyplata/mozhno-li-poluchit-vyplatu-po-osago-za-avtomobil-v-prokat-ili-za-taksi

Попал в ДТП на арендованной машине: последствия

В результате ДТП лишилась возможности заработка по причине поломки авто, оплатят ли мне аренду авто?

Услуги по прокату автомобилей набирают популярность, и пользуются огромным спросом не только в столице, но и во всех других городах страны.

Общая информация о прокатных авто

Получение прокатного автомобиля имеет целый ряд преимуществ, одно из которых – воспользоваться таким транспортом может любой автомобилист.

Все, что требуется предоставить водителю – удостоверение, подтверждающее его право на управление данным видом транспортных средств. Автомобилист должен самостоятельно позаботиться о выборе хорошей и проверенной фирмы, которая сдает транспорт в аренду.

При подписании договора аренды авто, необходимо обратить внимание на пункт, касающийся ответственности за попадание в ДТП. Стоит помнить о том, что любой водитель не застрахован стать участником дорожно-транспортного происшествия, ведь авария может произойти и не по его вине.

Поэтому прежде чем решиться сесть за руль арендованного автомобиля, водитель должен ознакомиться со всеми нюансами оформления ДТП для таких транспортов и последствиях.

Что делать после ДТП на арендованном автомобиле в другой стране?

Зачастую, услугами проката автомобилей пользуются именно за границей. Очень удобно передвигаться на собственном авто между достопримечательностями, не тратя время на ожидание общественного транспорта.

Если во время поездки на арендованном автомобиле водитель попал в дорожно-транспортное происшествие, действовать необходимо в соответствии с действующим в стране законодательством.

Первое, о чем должен узнать автомобилист, прежде чем садиться за руль прокатного транспортного средства – условия страхового полиса. В нем должен быть прописан весь порядок расчетов при наступлении страхового случая.

В том случае, если ДТП было незначительным (не было пострадавших), все вопросы решаются на месте.

Автомобилист обязательно должен сообщить о произошедшем в контору, занимающуюся прокатом транспортных средств. Кроме того, нужно обязательно вызвать на место сотрудников ГИБДД.

Заграницей, в некоторых странах, так же как и Российской Федерации, действует европротокол, по которому стороны могут решить оформить происшествие без вызова сотрудников полиции. Однако на арендованные автомобили такая возможность не распространяется.

В некоторых странах существуют специальные правила поведения во время ДТП. К примеру, если автомобилист стал участником дорожно-транспортного происшествия в Испании, находясь в туннеле или на трассе, запрещено выходить из транспорта без специального светоотражающего жилета.

Такими жилетами снабжено каждое прокатное транспортное средство, они располагаются в бардачке напротив сидения пассажира.

Не зная местного языка, разобраться в документах о дорожно-транспортном происшествии невозможно. Поэтому после их заполнения, автомобилист должен попросить сотрудников дорожной инспекции разъяснить все записанное в протоколе на английском языке.

Подписывать документы можно только после получения разъяснений о том, что именно написано в протоколе и справках.

Действия водителя после ДТП на арендованном автомобиле в России

Первое, что должен сделать автомобилист, ставший участником дорожно-транспортного происшествия, вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД для составления протокола и получения данных с камер видеофиксации.

Во время ожидания приезда сотрудников на место происшествия, автомобилист должен опросить свидетелей случившегося, сделать копии с видеорегистраторов. Все эти действия необходимо совершить для того, чтобы точно узнать, кто именно был виновником ДТП.

Автомобилист, передвигавшийся на арендованном автомобиле, должен незамедлительно уведомить компанию, занимающуюся прокатов авто, о произошедшем инциденте.

Если в результате аварии водитель серьезно пострадал, но находится в сознании, он должен позвонить в компанию, занимающуюся прокатом автомобилей, или попросить кого-либо это сделать. В таком случае представитель арендодателя приедет на место дорожно-транспортного происшествия и самостоятельно урегулирует все вопросы с сотрудниками ГИБДД.

Кто возмещает ущерб после ДТП на арендованном автомобиле

Автомобилист, ставший участником дорожно-транспортного происшествия, находясь за рулем прокатного транспортного средства, не должен бросать авто. К сожалению, таких случаев было очень много, так как некоторые арендаторы уверены, что весь ущерб от аварии им придется выплачивать самостоятельно.

Порядок возмещения ущерба после ДТП оговаривается договором аренды. Как правило, ущерб покрывается страховой компанией, если в момент аварии за рулем находится клиент проката.

При оформлении договора аренды транспортного средства, предстоит в обязательном порядке внести в содержание договора следующие факторы:

  • срок действия аренды;
  • список прав пользователя;
  • перечень обязательств арендатора;
  • наличие страховки и способы покрытия затрат в случае ДТП каждому из участников происшествия;

ответственность арендатора.

Если же в дорожно-транспортном происшествии был виноват автомобилист на другом транспорте, ответственность возлагается на него.

Именно поэтому водитель арендованного транспорта не должен сразу признавать свою вину. Возможно, в результате проверки сотрудники ГИБДД установят, что вина была обоюдной.

Все вопросы и неточности, которые могут возникнуть в результате экспертизы и несогласия страховщиков с мнением дорожной инспекции, не будут касаться клиента.

Чтобы не оказаться в минусе после ДТП, автомобилист должен внимательно ознакомиться с договором проката транспортного средства, перед его подписанием. В противном случае, данным документом вся ответственность за повреждения авто может быть переложена на него.

  • Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
  • В каждом отдельном случае могут быть особые условия.
  • Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!

Источник: https://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/dtp-na-arendovannoj-mashine/

Что делать виновнику ДТП,чтобы не пришлось платитьиз своего кармана?

В результате ДТП лишилась возможности заработка по причине поломки авто, оплатят ли мне аренду авто?

При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?

Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.

Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.

Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков следует приложить документы, подтверждающие оплату поездки.

В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно же, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.

При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» виновнику аварии необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).

При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).

Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.

В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения менеджеров. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.

Порой столкновение транспортных средств обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться.

При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и обратится в ГИБДД.

Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.

Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.

При этом в документе должна быть указана следующую информацию:

  1. Время, дата, координаты места аварии.
  2. Марка, модель и регистрационный знак каждой машины.

Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.

Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.

Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».

Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.

Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.

Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.

Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.

Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховой компании. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_stal_vinovnikom_dtp

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

В результате ДТП лишилась возможности заработка по причине поломки авто, оплатят ли мне аренду авто?

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Выплачивается ли страховка ОСАГО виновнику ДТП: что делать, если виноват в аварии и заплатят ли возмещение

В результате ДТП лишилась возможности заработка по причине поломки авто, оплатят ли мне аренду авто?

Если говорить о том, выплачивается ли страховка виновнику ДТП по ОСАГО, стоит напомнить, что по этому обязательному виду автострахования водители страхуют гражданскую ответственность, а не имущество. Поэтому выплаты по ОСАГО при ДТП со стороны автостраховщика осуществляются потерпевшей стороне (при повреждении имущества, причинении вреда здоровью, жизни).

Что собой представляет ОСАГО?

ОСАГО – страховка, обязательно оформляемая каждым автовладельцем в России. В специализированных фирмах ее можно оформить на различный срок. Возмещение средств со стороны страховщика выполняется в виде перечисления денег на реквизиты пострадавших, либо в натуральном эквиваленте (поврежденный автомобиль ремонтируется в авторизованном автосервисе).

Важно! Если водитель виноват в совершении ДТП, то по страховке ОСАГО ему автостраховщик ничего выплачивать и возмещать не будет. Это закреплено законодательно. Для получения соответствующей компенсации, вне зависимости от виновника, необходим полис КАСКО.

Платить за ремонт своего автомобиля виновник должен самостоятельно. Автостраховщик по ОСАГО несет ответственность за действия автовладельца, пока он находится за рулем.

Если последний становится виновником аварии, то страховая компания (СК) оплачивает ремонт пострадавшей стороне, лечение (если в ДТП пострадали люди).

Виновный водитель ни на какие выплаты по договору обязательного страхования рассчитывать не может.

Кому полагаются выплаты при аварии по автогражданке?

По закону о страховке ОСАГО, виновник ДТП не осуществляет возмещение средств. Заплатить компенсации обязан автостраховщик.

Только должны быть соблюдены следующие условия:

  • виноватый водитель имеет действующую страховку;
  • общий размер ущерба составил не более 400 т. р. (если пострадало имущество), не более 500 т. р. (если пострадали и люди);
  • виновный в ДТП не был в состоянии алкогольного, наркотического опьянения в момент происшествия.

Если говорить о том, выплатит ли автостраховщик всю сумму потерпевшим, то этот вопрос остается открытым. Страховые компании стараются максимально снизить размер выплат, компенсировав только явные повреждения, полученные в результате аварии, и вред здоровью.

Важно! Закон не предусматривает оплату ремонта автомобиля виновника ДТП. При оформлении страховки ОСАГО, автовладелец страхует свою ответственность, а не имущество.

Потерпевшие имеют возможность получить возмещение за страховой случай наиболее удобным им способом (необходимо заранее уведомить автостраховщика).

Компенсации представлены в виде:

  • денежной выплаты (после проведения экспертизы по оценке нанесенного ущерба);
  • проведения ремонтных работ (осуществляется в автоцентрах, которые сотрудничают с конкретным автостраховщиком).

Страховка не выплачивается страховщиком, если виновный в аварии не вписан в полис.

Страховка собственника авто в этом случае никакой роли не играет – владелец машины не отвечает за действия человека, который управлял автомобилем, поэтому его полис использоваться для получения выплат пострадавшей стороной не может. Страховщики выплачивают компенсации, если виновник имеет действующий и оплаченный полис.

Выплачивается ли возмещение виновным в ДТП?

Страховщики не выплачивают компенсации виновникам аварий, поэтому получить от них страховые деньги на ремонт автомобиля после ДТП невозможно. При этом возможно развитие нескольких ситуаций, после которых у виновника есть возможность обратиться к автостраховщику или в судебные инстанции.

При обоюдной вине

Из закона об ОСАГО не совсем понятно, положены ли страховые выплаты при обоюдной вине.

Здесь предполагается, что правила ПДД были нарушены обоими автовладельцами, поэтому они оба являются виновными в происшествии (нет понятия, большая или меньшая вина).

Практика делопроизводства в этом направлении показывает, что компенсации со стороны автостраховщика в данной ситуации возможны, но только по решению судебной инстанции.

Суд устанавливает, должен ли оплатить расходы потерпевших в ДТП страховщик. В некоторых случаях страховые фирмы обязаны возместить лишь часть полученного в результате аварии ущерба (например, 40-50% от полной стоимости ремонта). Остальная часть оплачивается из кармана виновника или сразу двух виновников (каждый сам за себя).

Если по результатам экспертизы вина не установлена, то страховщик также возместить расходы на ремонт не сможет – законодательные нормы в этом случае на стороне страховых компаний.

Если виновные в аварии являются потерпевшими

Не всем понятно, что делать с ОСАГО, если человек сам виноват в ДТП, но и является потерпевшей стороной одновременно. Закон предусматривает, что страховщик обязан выплатить компенсации всем потерпевшим в конкретном ДТП.

Здесь возможны следующие сценарии:

  • Если автолюбитель является единственным виновником ДТП, то ни при каких обстоятельствах страховщик не сможет оплатить ему ремонт. В этой ситуации вполне понятно, что делать виновнику – самостоятельно ремонтировать свое авто. Также на него потерпевший может подать в суд, если компенсация со стороны страховой компании будет недостаточной.
  • Если виновных в ДТП двое или больше, то потерпевший, будучи виноватым, имеет возможность обратиться в страховую компанию другого виновного автолюбителя, чтобы получить по страховке полагающиеся компенсации. Но не ясно, будет ли платить страховщик добровольно. Высока вероятность, что дело придется разбираться в суде.

Примечание! Получение выплат по страховке ОСАГО при обоюдной вине возможно, если судья одно происшествие решит разделить на два состава административного правонарушения. Если дело рассматривается в виде одного административного правонарушения, то по страховке виновники и потерпевшиев ДТП с обоюдной виной от страховщика ничего не получат.

На какой размер выплат может рассчитывать виновник аварии?

В ситуации, когда виновник дорожно-транспортного происшествия признан потерпевшим и ему положены выплаты по страховке от страховщика другого виновного автолюбителя, то он имеет право рассчитывать на максимальный размер компенсации:

  • 500 т. р. (при получении серьезных травм, вреда здоровью);
  • 400 т. р. (при порче имущества – автомобиля).

Что делать виноватым в ДТП по ОСАГО и как получить страховое возмещение?

Страховка ОСАГО не предусматривает начисления денежной компенсации виновным в аварии лицам. Если доказана вина одного автолюбителя, то страховая компания не будет выплачивать ему денежные средства. При отсутствии доказательства вины одного из участников аварии, страховые компании не станут выплачивать компенсации никому.

Получение страхового возмещения виновным в дорожно-транспортном происшествии возможно при соблюдении следующих условий:

  • виноватыми в аварии были признаны двое или большее количество автолюбителей;
  • виновные лица имеют действующие полисы страховки ОСАГО;
  • пострадавшие обратились в страховую фирму и после получения отказа в компенсации от нее подали иск в суд;
  • судья трактовал закон о страховке ОСАГО так, что разделил одно дорожно-транспортное происшествие на два или несколько отдельных административных правонарушений.

При соблюдении этих условий виновный водитель, если он также является пострадавшим в аварии, имеет возможность обратиться в свою страховую фирму за получением компенсации. Размер денежного возмещения, порядок его получения и другие обстоятельства уточняются в решении суда.

В каких случаях не выплачивают компенсацию?

Страховые фирмы располагают правом законно отказать в выплатах по страховке ОСАГО, если имеют место некоторые обстоятельства.

Наиболее распространенными причинами являются:

  • виновный в аварии скрылся с места дорожно-транспортного происшествия, полиции не удалось установить его личность;
  • у виновного водителя нет страховки ОСАГО (просрочена, оформлена не на него и т. д.);
  • наличие умысла в действиях водителей (совершение ДТП в целях получения страховки);
  • получение пострадавшим компенсации со стороны виноватого (если виновник уже оплатил ремонт, то второй участник происшествия не имеет права обращаться в страховую);
  • несвоевременное предоставление документов страховщику (нужно в течение пяти суток с момента аварии);
  • отсутствие справки о дорожно-транспортном происшествии (выдается сотрудниками ГИБДД, не нужно при оформлении европротокола);
  • виноватый водитель во время аварии находился в состоянии наркотического, алкогольного опьянения;
  • автовладелец, вина которого доказана, серьезно нарушил ПДД (вопрос о компенсациях в этой ситуации также решается судебными инстанциями);
  • пострадавший не предоставил свой автомобиль на осмотр сотрудникам страховой фирмы (либо отремонтировал его самостоятельно до момента осмотра).

Получение страховки по ОСАГО виновником ДТП – это исключение. Возможны ситуации, когда виновные водители могут рассчитывать на возмещение трат на ремонт поврежденного авто, но в российской страховой и судебной практике подобное является крайне редкой ситуацией.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/avto/osago/vyplachivaetsya-li-strakhoa-vinovniku-dtp-osago.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d66483cc7e50c023b8c9e43/5db80431bd639600b176dadc

Юр-Центр Консульт
Добавить комментарий