В чем различие термина Брак в 1918 и 1926 гг?

Имущественные отношения супругов по советскому семейному законодательству (1918-1926 гг. )

В чем различие термина Брак в 1918 и 1926 гг?

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ ПО СОВЕТСКОМУ СЕМЕЙНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ (1918-1926 ГГ.)

Ю.А. Дементьева, аспирантка кафедра теории права и государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского

Статья посвящена теоретическому осмыслению советского семейного законодательства (1918-1926 гг.), в частности, вопросу имущественных отношений между супругами. В исследовании раскрываются принципы, положенные в основу имущественных правоотношений супругов.

Ключевые слова: советское законодательство, брак, имущественные отношения, собственность, равноправие супругов.

Изучение в историческом аспекте развития семейно-правовых норм в области имущественных отношений супругов является актуальным для России XXI в. в решении задач воспитания, просвещения и образования нового поколения.

Это связано, прежде всего, с тем, что с появлением большего числа не зарегистрированных в органах ЗАГС браков, стало появляться множество сложностей в области раздела имущества лиц, состоящих в фактических брачных отношениях.

Таким образом, результаты этого исследования могут быть использованы в научных работах, в разработке учебно-методических материалов по учебным курсам «История государства и права» и «Семейное право» в высших учебных заведениях, в правоприменительной практике и совершенствовании действующего семейного законодательства.

Имущественные отношения супругов связаны, прежде всего, с правами супругов на имущество, принадлежавшее супругам до возникновения брака,

и на имущество, нажитое ими в браке; затем – с правами алиментными и, наконец, с правами наследственными.

Имущественные правоотношения между супругами по-разному регулировались советским законодательством на отдельных этапах развития Советского государства.

Вначале законодатель исходил из принципа раздельности всего имущества супругов, затем в основу имущественных отношений супругов был положен принцип раздельности добрачного имущества супругов и общности имущества, нажитого супругами в период брака.

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР [1], принятый в 1918 г., сохранил традиционный для дореволюционной России режим раздельности имущества супругов, провозгласив принцип: «брак не создает общности имущества супругов» (ст. 105).

Сохраняя принцип полной раздельности имущества супругов, который

в новых социальных условиях «становился прогрессивным», закон исходил из интересов женщины, ее возможности быть независимой в семье [2, с. 1011].

Дореволюционное законодательство формально стояло на точке зрения раздельности супружеского имущества, но одной нормы о раздельности супружеского имущества было совершенно недостаточно для того, чтобы можно было говорить о фактическом имущественном равенстве.

Во-первых, в правовом отношении жена по Своду законов бывшей Российской империи (т. Х, ч. 1) оставалась всецело в зависимости от мужа, как главы семьи, а потому муж фактически был хозяином и имущества жены.

Во-вторых, средства к существованию добывал, как правило, муж, жена же вела домашнее хозяйство и занималась уходом за детьми. Все это приводило к имущественному неравенству супругов.

Имущество независимо от того, когда оно было приобретено – до брака или во время брака, признавалось раздельной собственностью каждого из супругов. Супруги не отвечали своим имуществом по долгам друг друга.

Несмотря на то, что супруги имели право заключать между собой любые сделки имущественного характера, которые не противоречили бы закону, ст. 106 Кодекса 1918 г.

, гарантировала, что «соглашения между супругами, направленные к умалению имущественных прав жены или мужа, недействительны и необязательны как для третьих лиц, так и для супругов, которым представляется в любой момент от исполнения их отказаться».

Необходимо помнить, что несмотря на четкую формулировку ст. 105 КЗАГС о том, что брак не создает общности имущества супругов, во время действия этого кодекса семейно-имущественные разделы все же имели место. Речь идет о разделе крестьянского двора, узаконенном Земельным кодексом РСФСР 1922 г. (ст. 73-84).

Другим, не менее важным положением Кодекса 1918 г. было то, что в соответствии со ст. 63 Кодекса супруги имели право на содержание. Дела об алиментах рассматривались отделами социального обеспечения.

Поскольку Советская власть официально провозгласила равноправие мужчины и женщины, право Советской России в отличие от права Российской империи не возлагало на мужа обязанность содержать жену. Право на получение содержания, согласно КЗАГС, имел только нетрудоспособный и нуждающийся супруг.

Таким образом была нарушена российская система имущественных отношений между супругами, защищавшая интересы замужней женщины, обычно занимавшейся домашним хозяйством и не имевшей собственного заработка. Тем более, что после революции трудовой заработок становится практически единственным источником доходов любой семьи, так как стало невозможно получать доходы с поместий, капиталов и т.

п. Поэтому, как отмечено в литературе, женщина в ряде случаев оказывалась обездоленной. При прекращении брака, разводом ли, смертью ли мужа, она ни на что претендовать не могла. Имущество, нажитое во время брака, сохраненное благодаря попечению жены, оказывалось единоличной собс-

твенностью мужа, и труд, вложенный женщиной в домашнее хозяйство, при определении дальнейшей судьбы имущества во внимание не принимался [3, с. 37].

Поскольку принцип раздельности имущества супругов был необходим лишь в тот период времени, когда шла революционная ломка старых устоев брака и семьи, построение правоотношений собственности супругов на началах раздельности постепенно утрачивало свою прогрессивную роль.

Во-первых, принцип раздельности имущества супругов, установленный в целях обеспечения равноправия супругов, нарушал, как сказано выше, интересы большей части замужних женщин.

Во-вторых, Советская власть признала труд по ведению домашнего хозяйства производительным, следовательно, он создавал право женщины-домохозяйки на участие в домашнем благосостоянии [4, с. 31, 34].

Таким образом, происходит постепенное изменение характера правового регулирования отношений собственности супругов.

С целью охраны интересов женщин, занятых ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей (а таких женщин было большинство), сначала судебная практика, а потом и законодательство отошли от принципа раздельности имущества супругов. НКЮ предписал толковать ст.

105 Кодекса как запрет для одного супруга посягать на имущество, составляющее определенную собственность другого; некоторые же предметы домашнего обихода, приобретенные совместным трудом во время продолжительной супружеской жизни, признавались общим

достоянием [5, с. 54]. Законодательство 20-х годов предписывало, что при расторжении брака на территории одной из автономных областей, каждый из супругов сверх личного имеет право на получение половины имущества, нажитого совместно трудом супругов при условии брачного сожительства не менее года. Пленум Верховного суда РСФСР в 1925 г.

указал, что в трудовой семье на все нажитое во время брака имущество оба супруга имеют равные права. Принятый в 1926 г. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР [6, с. 612], а затем и кодексы других союзных республик устанавливают общность нажитого в браке и раздельность добрачного имущества.

Судебная практика утверждала общность имущества, нажитого супругами совместно за время их сожительства [7, с. 424].

Согласно ст. 10 Кодекса 1926 г. имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, оставалось раздельным их имуществом. Имущество, нажитое супругами в течение брака, считалось общим имуществом супругов.

Размер принадлежащей каждому из супругов доли в случае спора определяется судом. Кодекс 1926 г.

не только закрепил режим общности супружеского имущества, но еще при этом исключил возможность изменения установленного законом режима имущества с помощью брачного договора.

Кодекс предусматривал невиданную до сих пор норму об ответственности супругов по обязательствам друг друга. Обращение взыскания на имущество супругов по долгам супругов зависело от характера долга. Если долг был сделан в интересах семьи – при ведении

общего хозяйства супругов – взыскание могло быть обращено на общее имущество супругов. По личным долгам супруг, как правило, отвечал своим раздельным имуществом и своей долей в общем имуществе супругов.

Личным отдельным имуществом каждого из супругов считалось имущество, которое было получено ими в порядке наследования или кем-нибудь подарено им, получено ими в виде награды и т. п.

Оно не поступало в состав общего имущества и не подлежало разделу.

Так как право собственности супругов рассматривалось исключительно как вещное право, то и вклады, вносимые каждым из супругов в сберегательные кассы, не считались общим имуществом супругов.

Что касается вопросов алиментиро-вания супругов, то как и КЗАГС 1918 г. (ст. 107) и КЗоБСО 1926 г. (ст. 14) при этом делали оговорку: если другой в состоянии оказывать поддержку.

Оговорка существенная, потому что если в годы Гражданской войны, когда доходы рабочих состояли в основном из натурального пайка по карточкам, а доходы крестьян из того, что удавалось спрятать от государства в лице продотрядов, на вопрос отдела социального обеспечения о возможности алимен-тирования мог следовать лишь отрицательный ответ. НКЮ РСФСР получал следующие отзывы с мест о применении ст.

107 КЗАГС: «…в массе населения имущественная самостоятельность понизилась до минимума, заработки таковы, что едва достаточно для удовлетворения потребностей одного человека и строить расчеты, что на заработок

одного можно существовать двоим, нет никакого основания» [8, с. 53].

КЗоБСО 1926 г. внес решительные изменения в порядок алиментирова-ния супругов. Устранив всякое участие отдела социального обеспечения в деле назначения содержания супругам, КЗоБСО РСФСР предоставил разрешение всех спорных вопросов суду. В то же время он ограничил право на получение алиментов: для нуждающегося нетрудоспособного

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/imuschestvennye-otnosheniya-suprugov-po-sovetskomu-semeynomu-zakonodatelstvu-1918-1926-gg

Кодекс законов о браке,семье,опеке 1926г.:основные новеллы

В чем различие термина Брак в 1918 и 1926 гг?

КЗАГС 1918 г., создававшийся в обстановке споров, не погасил их. Многие считали, что Кодекс сохраняет буржуазные принципы семьи. В этих условиях осенью 1920 г.

коллегия Наркомпроса постановила разработать в кратчайший срок проект нового семейного кодекса. Работа над проектом вызвала новую дискуссию, в которой приняли участие видные государственные деятели: А.М.

Коллонтай, А.В. Луначарский, Д.И. Курский и др.

К 1923 г. НКЮ РСФСР разработал проект нового кодекса и переработал его в 1924 г. НКВД создал свой проект, но Совнарком одобрил проект НКЮ. ВЦИК решил принять этот проект за основу и передать его на места для обсуждения. В течение целого года проект обсуждался трудящимися и 19 ноября 1926 г. был утверждён ВЦИК.

Отличия КЗоБСО 1926 г. от КЗАГС 1918 г.:

1) признание «фактического брака», т.е. приравневание незарегистрированного брака к зарегистрированному; авторы этой идеи полагали, что такой порядок уменьшит вмешательство государства в личную жизнь, расширит свободу личности.

Теперь все правовые последствия для мужчин и женщин наступали с момента их вступления в сожительство; доказательства наличия фактического брака указаны в ст.

12: «факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр.».

Введение института фактического брака повлекло за собой исключение категории внебрачных детей, поскольку любое сожительство считалось теперь браком; процедура установления отцовства не устранялась, но теперь, в отличие от прежнего закона, обязанность алиментирования ребёнка возлагалась только на одного мужчину, даже если женщина имела половую связь с несколькими мужчинами;

2) введён институт общей собственности супругов (ст. 10): теперь при прекращении брака помимо раздела имущества предусматривалось алиментирование нуждающегося нетрудоспособного супруга в течение 1 года, а также алиментирование безработного супруга в течение полугода;

3) внесены изменения в условия регистрации брака: во-первых, брачный возраст повышался для женщин с 16 до 18 лет; во-вторых, регистрирующие брак обязаны были дать подписку о том, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья, в частности в отношении венерических, душевных и туберкулёзных заболеваний, а также указать, в какой по счёту брак, зарегистрированный или незарегистрированный, каждый из них вступал и сколько имел детей, причём сокрытие этих сведений каралось в уголовном порядке;

(сохраняя принцип единобрачия, Кодекс 1926 г. не допускал регистрации брака с лицом, уже состоящим в фактических брачных отношениях);

5) в отличие от КЗАГС, который предусматривал обязательность общей фамилии супругов, КЗоБСО предоставил право супругам остаться при своих добрачных фамилиях;

6) восстанавливался институт усыновления, что было особенно важно при существовании огромной армии беспризорных, порождённой гражданской войной;

УПК и ГПК 1923г

УПК (утверждён ВЦИК 15 февраля 1923 г.):

Основные положения: право обвиняемого на защиту; «преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим в момент совершения преступления»; обратную силу имеют законы, «устраняющие преступность совершённого деяния или смягчающие его наказуемость»; никто не может быть лишён свободы иначе, как по закону и в порядке, определённом законом; гласность судебного разбирательства, кроме отдельных случаев (охрана военной, дипломатической или государственной тайны, а также интимной стороны жизни граждан); право участников процесса на переводчика; принцип социалистической законности.

Доказательства: суд не ограничен формальными доказательствами (ст. 57), он по обстоятельствам сам допускает те или иные доказательства, может требовать их от третьих лиц, для которых такое требование обязательно; присяга, как правило, не допускается; доказательства: свидетельские показания, вещдоки, документы и т.д.

Протокол: в течение 3 суток после его составления стороны могут подать замечания о его неправильности или неполноте; суд обсуждает замечания и выносит решение.

Предварительное следствие: следователь обязан выяснить и исследовать обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также как усиливающие, так и смягчающие степень и характер его ответственности.

Приговор: решение выносится простым большинством ; оставшийся в меньшинстве судья вправе изложить в письменном виде своё особое мнение, которое приобщается к приговору, но оглашению не подлежит.

Стадии процесса: возбуждение дела; дознание и предварительное следствие; предание суду; судебное разбирательство; кассационное рассмотрение; исполнение приговора.

ГПК (принят в июле, введён в действие с 1 сентября 1923 г.):

Основные положения: в основе – принцип состязательности: дело начинается по заявлению стороны, в некоторых случаях – по инициативе прокурора («когда этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс»), сторона может изменить основание иска и исковые требования; при пробелах в законодательстве суд должен руководствоваться «общими началами советского законодательства и общей политикой Рабоче-крестьянского Правительства»; суд способствует выяснению обстоятельств дела «посредством предложенных сторонам вопросов», разъясняет сторонам их процессуальные права и необходимые формальности, предупреждая о последствиях, связанных с процессуальными действиями или упущением их; право сторон на услуги переводчика.

Представительство в суде: стороны могут вести дела лично или через своих представителей; суд может признать необходимым участие прокурора.

Разбирательство: публично и устно, иногда (с точки зрения охраны публичного интереса, по обстоятельствам, касающимся интимной жизни стороны) суд по своему усмотрению или по просьбе сторон принимает решение о закрытом заседании; судья или народный заседатель отстраняется от разбирательства дела по заявлению сторон или по собственному заявлению в случае заинтересованности в исходе дела или особых отношений с тяжущимися.

Обжалование решений: возможна кассация в губернский Суд или Верховный Суд (подаётся в суд, вынесший решение); основания к отмене решения: нарушение или неправильное применение действующих законов, а также явное противоречие решения фактическим обстоятельствам дела, установленным разрешавшим дело судом.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s31676t9.html

БРАЧНО-СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 1917 – СЕРЕДИНЫ 1920-Х ГОДОВ

В чем различие термина Брак в 1918 и 1926 гг?

БРАЧНО-СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 1917 – СЕРЕДИНЫ 1920-Х ГОДОВ

Суркова Яна Николаевна

студент группы ИСм-11факультета гуманитарных и социальных наук Вятского государственного университета, г. Киров

E-mail: yansurkova@yandex.ru

Никулина Наталья Ивановна

научный руководитель, кандидат исторических наук, доцент, г. Киров

1917-1920-е гг. в истории России – время значительных перемен в жизни народа, кардинальной перестройки сознания и пересмотра ценностей общества. За политической революцией октября 1917 года неизбежно следовала культурная революция. В первую очередь она коснулась семьи, как основной ячейки общества, носителя патриархального уклада и традиционных ценностей народа.

Исходя из видения большевиками буржуазной семьи, как средства угнетения женщины и ребенка, а брака – торговым договором, основанным на принципе экономической целесообразности и выгоды [8, с.16], можно понять цели и назначение законодательных мероприятий первых лет советской власти в области брака и семьи.

В первую очередь, следует отметить изъятие брачно-семейных отношений из-под юрисдикции церковного права. Была установлена единая процедура регистрации брака в органах ЗАГСа, узаконено равенство прав мужчин и женщин во всех сферах деятельности, в том числе, в области заключения и расторжения брака.

Брачный возраст устанавливался в 18 и 16 лет для мужчин и женщин соответственно. Развод разрешался по свободной воле супругов в органах ЗАГСа, по желанию одного – в суде. С 1920 развод в одностороннем порядке можно было оформить минуя судебные органы.

Декларируя полное равенство мужчин и женщин, Семейный кодекс 1918 года устанавливал раздельность владения супругами имущества [6].

С 1920 года постановлением Наркомздрава и Наркомюста была легализована процедура искусственного прерывания беременности в течение первых трех месяцев в государственных больницах [1, с. 28]. Целью рассмотренного комплекса законодательных мер являлось, в первую очередь, «освобождение» женщины от семейного гнета и включение ее в экономическую жизнь общества.

Но само по себе освобождение было лишь средством достижения куда более масштабной цели – разложения патриархального строя семьи, а через семью и всего общества.

Только изжив пережитки старого строя в виде патриархальной семьи, зависимости женщины и ребенка от мужчины, ограничения деятельности женщины «горшками и пеленками», можно было построить общество равенства и справедливости.

Безусловно, с точки зрения ценностей современного общества, нововведения советской власти представляются прогрессивными. Но, чтобы максимально полно оценить не только их значения, а также и последствия, нужно понять, в каких условиях они действовали.

  Первые годы советской власти пришлись на окончание Первой мировой войны и разгар Гражданской войны и интервенции – сильнейшую экономическую разруху и политическую дестабилизацию. В социальной среде это сопровождалось разрушением семей вследствие гибели мужчин на фронте, ростом количества внебрачных детей, преступности и беспризорничества.

Семена, на первый взгляд, прогрессивных реформ, попали не в самую благоприятную для этого почву.

Для того чтобы оценить последствия брачно-семейной политики большевиков, следует обратиться к реакции современников на нововведения и к их последствиям: «…семья, в том числе и пролетарская, расшаталась», – писал Л. Д. Троцкий [14, с. 49]. «…У некоторых товарищей, притом партийных, разводы принимают вовсе «хронический»  характер» [4, с.152.] Метко облачает проблему разводов поэт Демьян Бедный:

«Мужику чехарда наша бракоразводная

Не совсем по нутру.

— Семья на ветру.

Развалилась от первой уже непогоды.

Чорт побрал бы их, легкие эти разводы!

Нам к закону прибавить бы крепости…»[9, с. 30.].

Действительно, простота оформления развода позволяла бракам беспрепятственно распадаться. На этот процесс обратил внимание российско-американский социолог П.А.

Сорокин: «На 10 000 браков в Петрограде теперь приходится 92,2% разводов – цифра фантастическая, причем из 100 расторгнутых браков 51,1% были продолжительностью менее одного года…» [12, с.78].

Стоит отметить, что такие масштабы разводов были преимущественно в городах.

Не меньшей проблемой стало распространение адюльтеров, так как в условиях падения нравов и отсутствия ценностных ориентиров этому уже ничего не мешало.

Согласно статистическим исследованиям Голосовкера, внебрачные связи оправдывала половина опрошенных студенток, и реально в них состояла каждая третья женщина.

Исследования Бараша выявили внебрачные связи среди половины опрошенных рабочих мужского пола. [3, с. 28-29]

Что касается молодежи, то в ее среде вовсе шло вытеснение брака обычным сожительством или случайными связями. Как отмечала А. М.

Коллонтай: «…такой пестроты брачных отношений еще не знавала история: брак… и рядом преходящая свободная связь, тайный адюльтер в браке и открытое сожительств, парный и брак «втроем», и даже сложная форма брака «вчетвером», не говоря уже о разновидностях продажный проституции…» [7, с. 48.

] Семья молодежью воспринималась обузой, помехой в жизни и революционной деятельности. Наглядно демонстрирует глубину этого явления статистика 1920-х годов. Так, опросы студентов и студенток, проведенные в середине 1920-х годов Гельманом, показывают, что в добрачных отношениях состояло 85 % мужчин и 53 % женщин. По данным Д. Ласса – 88% и 48% соответственно.

Гуревич приводит такие показатели: 95% и 62 %. Бараш среди молодых рабочих Москвы выявил 97%, имевших добрачный половой опыт [3, с. 25 – 26].

Причем, если в отношении мужчин нет ничего удивительного, так как и в буржуазном обществе до– и внебрачные связи для них были нормой, то процент женщин свидетельствует о подрыве традиционных патриархальных ценностей общества. Следствием беспорядочной организации половой жизни являлось также беспрецедентное распространение венерических заболеваний. Статистика венотрядов в 1926 году выявила разброс в процентном соотношении заболевших к исследуемым от 2,17% в Псковской губернии до 30,1% в Прикаспийской области [11,с. 64 – 65].

Из свободы брачной жизни и беспорядочных связей вне брака таких масштабов вытекает проблема роста абортов. В 1920 году была легализована процедура искусственного прерывания беременности.

Государство стремилось к построению коммунизма, предполагавшего в отношении детей государственное обеспечение и воспитание, и до тех пор, пока оно не могло этого дать, не вправе было требовать от женщины рождения детей.

Свобода деторождения для большевиков была основным фактором освобождения женщины от «оков патриархального рабства» и уравнения в правах с мужчиной. Также эта мера была необходима для предотвращения подпольных абортов. Поэтому женщине предоставлялось право свободы в отношении деторождения.

В условиях деградации традиционных ценностей, роста внебрачных и добрачных связей, тяжелейшей экономической ситуации и угрозы голодной смерти это привело к катастрофическому росту абортов, особенно в городской среде.

 В 1924 на 100 рождений приходилось 27 абортов в Москве и 20 в Ленинграде, тогда как в 1925 уже – 28 и 42 соответственно [2, с. 50]. «От этого происходили самые настоящие трагедии, самые настоящие беды, самая настоящая гибель женской молодежи…», – писал А. Луначарский. [9, с. 34]. Наплыв желающих в больницах был настолько велик, что в 1924 были созданы абортные комиссии, устанавливающие очередность этой процедуры.

Еще одной проблемой, срочность решения которой побудило в будущем власть и общественность изменить курс в отношении семьи и брака, – является рост количества внебрачных детей, матери которых не имели средств для их содержания, что привело к резкому увеличению числа подкидышей, переполненности детских домов и домов ребенка, беспризорности и росту детской преступности. Об актуальности этой проблемы свидетельствует и повышенное внимание женщин к безотцовщине, юридическому статусу внебрачного ребенка, а также механизмам установления отцовства и выплаты алиментов при обсуждении докладов на тему семьи и брака на собраниях женотделов [10, с. 25 – 26]

Государство экономически было не в состоянии организовать обеспечение и воспитание детей в таком масштабе, поэтому единственным выходом из ситуации был курс на укрепление семьи.

В 1926 году принят новый «Кодекс о браке, семье и опеке», который признал сожительствующие пары супругами и распространил на них все обязательства, вытекающие из брака. Также кодекс определил порядок установления отцовства и обязательства отца по отношению к ребенку. Была установлена общность имущества супругов.

Теперь, в случае развода женщина могла претендовать на часть совместно нажитого имущества. Этот же кодекс расширил алиментные обязательства в отношении супругов, родителей, детей и кровных родственников друг к другу. Также новый кодекс устанавливал единый для всех брачный возраст в 18 лет [5].

В 1926 году введен запрет на искусственное прерывание первой беременности и на прерывание беременности чаще одного раза в полгода, усилилась пропаганда материнства, защиты ребенка, традиционных ценностей семьи [13, с. 200  – 230].

Таким образом, новая власть, в стремлении изжить патриархальный уклад семьи и общества и ускорить, тем самым, переход к коммунистическому строю, сформировала законодательство и новые ценностные ориентиры, основанные на предоставлении максимальной свободы в области заключения, расторжения брака и деторождения.

В условиях политической нестабильности, экономических и социальных потрясений, слабой материальной базы поддержки реформ (в виде органов защиты и поддержки материнства и младенчества, охраны женского труда, общественного воспитания детей-сирот, должного медицинского обеспечения), а также непродуманности семейной политики и несоответствия ее целей экономическим возможностям страны, общество пришло к невиданному хаосу распада старых отношений и стихийному развитию новых моделей брачного поведения. Разводы, жизнь на две семьи, парные браки, вытеснение брака сожительством, распространение венерических заболеваний, всплеск роста абортов, рост безотцовщины, детской беспризорности и преступности – все это заставило общество и власть к середине 1920-х годов более взвешенно отнестись к политическим решениям и идеологической работе в сфере брака и семьи. Была скорректирована законодательная база и идеологическая пропаганда с учетом реальных возможностей государства,  направленная на сохранение длительного моногамного союза. Идеалы воздержания, аскетизма, жертвенности во имя семьи и ребенка к концу 1920-х годов ставились пропагандой на первой место. Полная здоровая моногамная семья все еще была основой общества и единственным институтом, способным к полноценному воспитанию детей в масштабах страны.

Список литературы:

  1. Генс А. Проблема аборта в СССР. – М.: Государственное Медицинское Издательство, 1929. – 91 с.
  2. Гернет М. Н. Аборт в законе и статистика абортов // Аборты в 1925 году. – М.: ЦСУ СССР, 1927. – 93 с.
  3. Голод, С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. – М.: Алетейя, 1996. – 192 c.
  4. Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях1918- 1932 гг. / под ред. А. К. Соколова. – М.: РОССПЭН,  1998. – 328 с.
  5. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР от 18 ноября 1926 г.// СУ РСФСР, 1926. № 82.
  6. Кодекс законов РСФС об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 г.// СУ РСФСР. 1918. № 76 – 78.
  7. Коллонтай А. М. Новая мораль и рабочий класс: Любовь и новая мораль. – М.: Издательство ВЦИКСоветов Р., К. и К. Депутатов, 1919. – С. 51 – 59.
  8. Крупская Н. Брачное и семейное право в Советской России // Коммунистка. 1920. –  № 3-4. – С. 16-19.
  9. Луначарский А. О быте. – Л.: Государственное издательство, 1927. – 43 с.
  10. Отчеты отдела по работе среди женщин и протоколы общеделегатских женских собраний I-го райкома города Вятки. ГАСПИКО. ф. 1, оп. 3, д. 234. л. 25 об.
  11. Российский государственный архив социально-политической истории. ф. 17, оп. 85, д. 136. л. 64–65.
  12. Сорокин П. А. Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию // Экономист. 1922. – № 1   . – С. 77 – 107.
  13. Справочная книга для женщин. Бесплатное приложение к «Женскому журналу» в 1929 г. – М.: Акц. Издат. О-во «ОГОНЕК», 1929. – 264 с.
  14. Троцкий Л. Д. Вопросы быта. Эпоха «культурничества» и ее задачи. – М.: Государственное издательство Москва, 1923. – 164 с.

Источник: https://sibac.info/studconf/social/xxxviii/46449

Возникновение и развитие советского семейного права. Кодекс о браке, семье и опеке 1918 и 1926 гг

В чем различие термина Брак в 1918 и 1926 гг?

Кодекс о браке и семье, семейный кодекс, в СССР свод законов, регулирующих личные и имущественные отношения, возникающие между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи. Принятие КОБСИО. относится к компетенции союзных республик.

Первый советский семейный кодекс – Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР был принят в 1918 г.

Он закрепил основные положения советского семейного права: единобрачие и добровольность брачного союза, равноправие супругов в семье, охрана материнства и детства.

КЗАГЗ 1918 г., создавшийся в обстановке споров, не погасил их. Многие считали, что кодекс сохраняет буржуазные принципы семьи. В этих условиях осенью 1920 г.

коллегия Наркомюста поставила разработать в кратчайший срок проект нового семейного кодекса. Работа над проектом вызвала новую дискуссию, в которой приняли участие и видные государственные деятели: А.М.

Колонтай, А.В. Луначарский, Д.И. Курский и др.

Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР был утверж­ден ВЦИК 19 ноября 1926 г. и введен в действие с 1 января 1927 г. Кодекс состоял из 4 разделов и 143 статей. Фактический брак был приравнен к зарегистрированному.

Устанавливались следующие условия для признания фактиче­ского брака: совместное проживание, ведение общего хозяй­ства, совместное воспитание детей, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и других до­кументах.

Устанавливался единый минимальный возраст вступаю­щих в брак – 18 лет. В 1928 г. Постановлением ВЦИК и СНК местным исполкомам было предоставлено право в исключи­тельных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год.

Определялись условия регистрации брака: достижение брачного возраста, взаимное согласие брачующихся, отсутст­вие близкого родства между ними, отсутствие другого зареги­стрированного брака и др. Имущество супругов, нажитое в браке, признавалось сов­местным (общим).

Вступающие в брак имели право оставить добрачные фамилии.

Кодекс предоставил суду право выносить решения об отбирании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Подробно регламентировались права и обя­занности опекунов и попечителей.

Опека устанавливалась над несовершеннолетними до 14 лет, над слабоумными и душев­нобольными. Кодекс возобновлял действие института усынов­ления. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. дей­ствовал до 1969 г.

, когда был принят новый Кодекс о браке и семье.

Деформация политической системы и государственного аппарата в 1930 – нач. 50-х гг.

Основные направления развития страны в данный период:

свертывание нэпа;

нарастание угрозы мировой войны;

постановка задачи на построение социализма, сопровождавшегося ликвидацией частной собственности, внедрением единого плана развития народного хозяйства;

создание социалистической собственности путем форсированной индустриализации;

создание социалистического сельского хозяйства путем проведения сплошной коллективизации;

культурная и образовательная революция.

Развитие государственного механизма связано с закреплением руководящего положения Коммунистической партии. В условиях однопартийности усиливалась централизация государственного управления, росла численность работников государственного аппарата, формировался привилегированный слой бюрократии – номенклатура, заседавшая во всех государственных и местных органах.

Реорганизация органов власти и управления характеризовалась усилением единства Системы Советов, которые теперь стали называться Советы депутатов трудящихся.

Формирующаяся в данный период система власти получила название тоталитарной.

Утвердилась диктатура правящей партии, обладающей монополией на государственную власть. Происходит сращивание партийной власти с властью государственного аппарата.

В результате внутрипартийной борьбы устанавливается единоличная власть партийного лидера, Генерального секретаря ЦК партии И.В. Сталина. В результате проведения массовых репрессий Сталин устранил всех реальных и потенциальных противников, препятствовавших утверждению режима его личной власти.

Замена партийной диктатуры старой гвардии большевиков личным единовластием Сталина явилась главной отличительной чертой политической системы и привела к утверждению диктаторской формы правления.

Основой сталинского режима были органы госбезопасности, непосредственно подчинявшиеся Сталину и осуществлявшие контроль над всеми гражданами страны.

ОГПУ был переименован в Главное управление государственной безопасности и вошел в состав новой структуры – Наркомат внутренних дел {НКВД) СССР, имевший разветвленную вертикальную структуру своих органов.

При НКВД было создано Особое совещание, которое рассматривало контрреволюционные дела в упрощенном порядке и обладало широкими репрессивными полномочиями (могло приговаривать к расстрелу, рассматривать дела целыми списками).

Образование СССР. Национально-государственное размежевание в 20е гг.

Образованию Союза Советских Социалистических Республик (СССР) предшествовало сотрудничество по следующим направлениям, развивавшееся между дружественными республиками:

совместное решение военных задач по защите границ от иностранной интервенции;

развитие экономических и хозяйственных связей;

единая дипломатическая и внешнеэкономическая политика;

интернациональная природа советской власти (сохранение права народа на самоопределение, родственные национальности).

Данные причины выявили необходимость официального оформления сложившихся взаимоотношений на межгосударственном уровне.

Предлагались следующие проекты государственного устройства СССР:

Проект автономизации (И.В. Сталин), по которому в состав РСФСР на правах автономных республик входят Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия.

В результате Советское государство превращалось в унитарное.

Проект конфедерации (Украина, Белоруссия) предусматривал выделение из РСФСР автономных республик и наделение их статусом союзных республик.

Проект равноправия (В.И. Ленин), который предусматривал создание добровольной федерации равноправных, независимых, суверенных республик. При этом важнейшие функции управления передавались в ведение федерации – СССР.

В результате за основу был взят проект Ленина. 30 декабря 1922 г. на I съезде Советов были в общем виде приняты Декларация и Договор об образовании СССР.

В состав СССР вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР.

СССР был создан как федеративное государство, но за союзными республиками было сохранено право выхода из состава СССР.

Декларация провозглашала образование СССР, описывала историческую обстановку создания СССР, формулировала основные условия объединения союзных

республик: принцип добровольности, право каждой республики выхода из состава СССР, возможность вступления в СССР другим советским республикам.

Договор определял систему и порядок создания высших органов власти СССР, компетенцию органов СССР и компетенцию союзных республик, регулировал бюджетные отношения. Утверждение, изменение и дополнение Договора могло производиться только Съездом Советов СССР как высшим органом власти СССР. Договор не содержал условий о его отмене, денонсации, аннулировании.

Органами власти СССР стали Съезд Советов СССР, ЦИК СССР, Президиум ЦИК и СНК СССР.

Образование СССР завершило федеративное объединение республик.

70Конституция СССР 1924 г.

Конституция (К) – Основной закон СССР, была принята 31 января 1924 г. на II съезде Советов СССР.

К состояла из двух разделов. 1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз ССР (добровольность, равноправие, право выхода). 2. Договора об образовании СССР, который состоял из 11 глав:

1) О предметах ведения верховных органов власти СССР;

2) О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;

3) О съезде Советов СССР;

4) О Центральном Исполнительном Комитете СССР;

5) О Президиуме ЦИК СССР;

6) О Совете Народных Комиссаров СССР;

7) О Верховном Суде СССР;

8) О народных комиссариатах СССР;

9) Об Объединенном государственном политическом управлении;

10) О союзных республиках;

11) О гербе, флаге и столице СССР.

В компетенцию СССР входили: международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговой системой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства.

Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в К.

В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками.

Граждане союзных республик получали гражданство СССР.

Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР – ЦИК СССР, который состоял из:

союзного Совета (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик);

Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей).

ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум

ЦИК СССР.

Совет народных комиссаров СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов.

Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора.

Правом вносить изменения в К обладал Всесоюзный съезд Советов.



Источник: https://infopedia.su/6x1c38.html

Юр-Центр Консульт
Добавить комментарий