Как добиться указания в квитанциях фактических объемов потребления услуги?

Что обязательно и что запрещено размещать на платёжных документах

Как добиться указания в квитанциях фактических объемов потребления услуги?

Жители многоквартирных домов вносят плату за жилищные и коммунальные услуги на основании выставленных исполнителем в бумажном или электронном виде платёжных документов. Узнайте о том, какую информацию необходимо указывать в счетах за ЖКУ, а что включать в квитанции запрещено.

Какие сведения указываются в счёте за КУ согласно ПП РФ №354

Перечень информации, обязательной для размещения в платёжных документах за коммунальные услуги, указан в п. 69 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Исполнители коммунальных услуг должны указывать в счетах на оплату:

1. Сведения о помещении и плательщике.

Сюда относятся: почтовый адрес помещения, данные о его собственнике или нанимателе государственного и муниципального жилфонда. Для частного лица указываются фамилия, имя и отчество, для юридического – наименование (пп. «а» п. 69 ПП РФ № 354).

2. Информация об исполнителе услуг.

В эту группу данных входят наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты, номер банковского счёта, адрес и контактные телефоны, адреса электронной почты и интернет-сайта (пп. «б» п. 69 ПП РФ № 354).

3. Сведения о периоде оплаты и о предоставленных коммунальных услугах.

Согласно пп. «в» п.

69 ПП РФ № 354, в платёжный документ вносятся:

  • период, за который произведён расчёт платы;
  • перечень всех оказанных в помещении плательщика коммунальных услуг;
  • тарифы (цены) на каждый поставленный ресурс и единицы измерения его количества;
  • при применении двухкомпонентных тарифов за ГВС указываются величины каждого из компонентов: ХВС и тепловой энергии, затраченных при оказании услуги по горячему водоснабжению.

4. Сведения о начислениях платы за КУ.

Здесь необходимо указывать объём потребления и размер платы по каждому коммунальному ресурсу за расчётный период. Если применялся повышающий коэффициент, то указывается его размер и разница между платой до применения коэффициента и после (пп. «г,г(1)» п. 69 ПП РФ № 354).

5. Информация об объёмах коммунальных услуг, предоставленных за расчётный период на общедомовые нужды, и о размере платы за каждый вид таких услуг (пп. «д» п. 69 ПП РФ № 354).

Согласно ч. 9 ст. 12 № 176-ФЗ, с 1 января 2017 года услуга на общедомовые нужды отнесена к жилищным услугам по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Информацию согласно пп. «д» п. 69 ПП РФ № 354 необходимо включать в платёжный документ в блоке сведений о жилищных услугах с указанием норматива потребления соответствующего ресурса на содержание общего имущества собственников (разд. 3 приложения к приказу Минстроя РФ от 26.01.2018 № 43/пр).

6. Данные об общедомовом потреблении коммунальных ресурсов.

Указываются объём ресурсов, потреблённый на общедомовые нужды по каждому виду услуг за расчётный период, показания всех ОДПУ, объём каждого вида КУ, предоставленных в жилых и нежилых помещениях МКД (пп. «е» п. 69 ПП РФ № 354).

7. Сведения о перерасчёте.

Если потребителю КУ производился за период перерасчёт, то необходимо внести в платёжный документ размер перерасчёта и основания для доначислений или уменьшения размера платы (пп. «ж» п. 69 ПП РФ № 354).

8. Данные о задолженности за предыдущие расчётные периоды, если таковая имеется, а также о предоставленной рассрочке или отсрочке внесения платы (пп. «з, к» п. 69 ПП РФ № 354).

9. Информация о субсидиях и льготах на оплату КУ (пп. «и» п. 69 ПП РФ № 354).

10. Штрихкоды, соответствующие ГОСТ Р 56042-2014, если общее собрание собственников не принимало решения об отказе размещать штрихкоды на платёжном документе (пп. «к(1)» п. 69 ПП РФ № 354).

11. Иные сведения, в том числе о применении социальной нормы потребления электрической энергии, а также данные, которые должны быть включены в платёжный документ по решению ОСС или согласно договору (пп. «л» п. 69 ПП РФ № 354).

Указанная информация размещается в платёжном документе в обязательном порядке.Что управляющие организации должны включить в обновлённые квитанции

Что необходимо указывать в платёжном документе согласно приказу № 43/пр

Примерная форма платёжного документа утверждена приказом Минстроя РФ от 26.01.2018 № 43/пр, вступившим в силу 26 мая 2018 года. Форма включает всю информацию, обязательную к размещению на квитанциях за ЖКУ.

Приказ дополнил перечень, приведённый в п. 69 ПП РФ № 354:

  1. В шапке квитанции на оплату ЖКУ должны указываться идентификатор платёжного документа и единый лицевой счёт плательщика, сформированные в ГИС ЖКХ.
  2. Сведения, указанные в пп. «а» п.

    69 ПП РФ № 354, должны быть дополнены данными о площади жилого или нежилого помещения, за которое вносится плата, и количестве проживающих в нём граждан (разд. 1 приложения к приказу № 43/пр).

  3. К информации об исполнителе услуг, которая вносится в документ согласно пп. «б» п. 69 ПП РФ № 354, добавлены сведения о режиме работы исполнителя (разд.

    1 приложения к приказу № 43/пр).

  4. Форма платёжного документа предусматривает отдельный блок с данными об индивидуальных приборах учёта, установленных в помещении плательщика, и их показаниях за предыдущий и текущий расчётные периоды (разд. 2 приложения к приказу № 43/пр).

  5. Раздел 3 приложения к приказу № 43/пр подробно демонстрирует минимальный перечень информации, которую необходимо указать в платёжном документе при расчёте размера платы за содержание жилого помещения, коммунальные услуги и капитальный ремонт:
  • Включены сведения о расчёте платы за содержание жилого помещения, в том числе за КУ, потреблённые на содержание общего имущества многоквартирного дома, а также данные о неустойках и штрафах исполнителя КУ.
  • К коммунальным услугам отнесены услуги по обращению с ТКО, ранее входившие в перечень жилищных услуг.

Остальная информация раздела 3 соответствует сведениям, указанным в п. 69 ПП РФ № 354.

6. Раздел «Справочная информация» включает требования пп. «в, г, д, е» п. 69 ПП РФ № 354, а также вводит обязательное указание сведений о нормативах потребления коммунальных ресурсов в помещениях собственников, а также нормативов на содержание общего имущества дома (разд. 3 приложения к приказу № 43/пр).

7. Раздел 4 приложения к приказу № 43/пр конкретизирует информацию о рассрочке или отсрочке внесения платы, указанную в пп. «к» п. 69 ПП РФ. Если потребителю предоставлена такая возможность, то в платёжном документе необходимо указать данные о рассрочке или отсрочке по каждому виду коммунальных услуг, в том числе сумму процентов за пользование рассрочкой.

8. Требования к информации о перерасчётах в разделе 6 приложения к приказу № 43/пр соответствуют пп. «ж» п. 69 ПП РФ № 354.Государственная Дума РФ запретила рекламу на платёжных документах

Что ещё можно, а что нельзя размещать на счетах за ЖКУ

Вся информация согласно п. 69 ПП РФ № 354 и приказу № 43/пр обязательна для внесения в платёжный документ за ЖКУ. Согласно письму Минстроя РФ от 21 июня 2018 г.

№ 27125-ОГ/04, исполнитель услуг имеет право переставлять местами блоки и указывать в квитанции на оплату дополнительную информацию, в том числе утверждённую для размещения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/9613/chto-obyazatelno-i-chto-zaprescheno-razmeschat-na-platyezhnyh-dokumentah

Блог

Как добиться указания в квитанциях фактических объемов потребления услуги?

Думаю, большинство управляющих организаций и ТСЖ хоть один раз да задумывались о возможности выделения в квитанциях дополнительных услуг, которые оказываются собственникам помещений. Инициатором такой «доработки» квитанции могут выступать как сами управляющие организации, так и собственники помещений через принятие решений на общем собрании собственников.

Как показывает практика, всегда найдется особо «одаренный» собственник помещения, общественник, представитель ГЖИ или прокуратуры, который посчитает, что в квитанции могут указываться лишь коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, а на все остальное должны быть отдельные квитанции. Результат всегда одинаков – жалоба и предписание на устранение неких «нарушений».

Но, на сторону управляющих организаций встал теперь сам ВС РФ. В Постановлении от 05 февраля 2019 года по делу № 48-АД19-1 Верховный суд РФ встал на сторону управляющей организации «Территория комфорта» (далее-УК) в «битве» с челябинской ГЖИ, которая, по традиции, выписала штраф.

В отношении УК была проведена внеплановая документарная проверка после обращения (жалобы) жителя многоквартирного дома в необоснованном начислении собственникам помещений единоразовой платы за сбор и вывоз крупногабаритного мусора и отходов после заезда и ремонта квартир в размере 1 000 рублей/квартира.

По результатам проверки ГЖИ было установлено необоснованное начисление собственникам платы, составлены акт, протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (нарушение лицензионных требований), а также вынесено предписания об устранении выявленных нарушений.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности Постановлением мирового судьи Центрального района города Челябинска.

Вышестоящие судебные инстанции выводы мирового судьи поддержали.

Однако Верховный суд РФ с этим не согласился.

Постановление мирового судьи судебного участка Центрального района города Челябинска, решение судьи Центрального районного суда города Челябинска и Постановление заместителя председателя Челябинского областного суда, вынесенные в отношении УК по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, отменил по следующим основаниям:

«…В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, … защитником общества последовательно отрицался, при этом указывалось, в числе прочего, на то, что решение об утверждении единоразовой платы за сбор и вывоз крупногабаритного мусора принято собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании, результаты которого оформлены протоколом от 25.02.2016 № 4.

Данные доводы защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, надлежащей правовой оценки …не получили.

….В статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на ание.

Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год …

Исходя из части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований данного Кодекса, а в случае, если он не принимал участие в этом собрании или ал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.

Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом ….

Как следует из пункта 8 протокола от 25.02.2016 № 4, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома № 79, расположенного в городе Челябинске по улице 250-летия Челябинска, принято решение об утверждении единоразовой платы за сбор и вывоз крупногабаритного мусора и отходов после заезда и ремонта квартир в размере 1 000 рублей/квартира.

Из материалов дела не усматривается, что решение общего собрания собственников от 25.02.2016 № 4 было оспорено в судебном порядке в соответствии с частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о виновности общества в совершении вменяемого административного правонарушения, выразившегося в необоснованном начислении собственникам помещений единоразовой платы за сбор и вывоз крупногабаритного мусора, возникшего после заезда и ремонта квартир, нельзя признать обоснованным.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika/vs-rf-podderzhal-vydelenie-dopuslug-otdelnymi-strokami-v-kvitantsii/

За что мы платим? Разбираем платёжку за коммунальные услуги – «СГК Онлайн»

Как добиться указания в квитанциях фактических объемов потребления услуги?

Ежемесячно мы получаем платежный документ/квитанцию для внесения платы за предоставление коммунальных услуг. Периодически у жителей возникают вопрос: откуда появилась та или иная сумма в платёжке? Чтобы научиться самостоятельно разбираться, откуда берутся цифры и строки, подробно разберём квитанцию за коммунальные услуги.

Скачать

РАЗДЕЛ 1. СВЕДЕНИЯ О ПЛАТЕЛЬЩИКЕ. Верхняя строчка отображает расчётный период — месяц, за который произведено начисление. Также раздел содержит личные данные о собственнике, адрес, информацию о площади квартиры.

Площадь жилья играет роль при расчёте платы на содержание и ремонт дома, а также при расчёте сумм ресурсов, затраченных на содержание общедомового имущества, то есть количества воды, которое ушло на мытье полов, стен, окон в подъезде, полив клумб или, например, электричества — на работу лифта и лампочек.

Скачать

К общедомовому имуществу относятся: межквартирные лестничные площадки; лестницы; лифты; лифтовые и иные шахты; коридоры; чердаки; подвалы, крыши; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Рядом с разделом «Площадь» находится графа «Количество проживающих/ зарегистрированных». Она имеет значение для тех, у которых не установлены индивидуальные приборы учёта. За коммунальные ресурсы и услуги они платят по нормативу, установленному региональным правительством. Норматив зависит от количества зарегистрированных в квартире, а не по фактическому потреблению.
Норматив — условная величина, вычисляемая на основе среднестатистических потребностей человека потребления воды, тепла, электричества. Устанавливается субъектами РФ.  Сразу под данными о площади следуют платёжные требования к жильцу. Если вы увидели в графе «Недоплата за расчётный период» какую-либо сумму, хотя уверены, что оплатили всё до копейки, то паниковать не стоит. Платежи могли задержаться, например, в банке. В любом случае эти деньги будут учтены при формировании платёжки на следующий месяц.

Всегда сохраняйте чеки, именно они помогут вам доказать, что вы оплачивали счета, в непредвиденных и спорных ситуациях. Закон в России не предусматривает четкий срок хранения. Здесь рекомендуется учитывать период исковой давности, когда истец может подать иск в суд на должника. Согласно ст. 196 ГК РФ он составляет три года.

 

Строчка ниже – сумма к оплате за расчётный период. Это начисления за истекший месяц, основанные на показаниях счётчиков в квартире. Подробное описание этой суммы отражено в разделе 3.

Ниже идут “Платежи за расчётный период”  — в них указываются платежи, поступившие за прошлый месяц.

Под ними жирным шрифтом расположена итоговая строка, которая содержит все ваши денежные обязательства перед компанией за текущий месяц с учётом прошлой задолжености, либо переплатыИменно эту сумму и нужно оплачивать. Рядом указывается дата последнего платежа – день, когда вы последний раз заплатили за жилищно-коммунальные услуги.

В этом же разделе указан номер лицевого счёта виртуальной абонентской службы. Этот номер и пароль нужны для входа в личный кабинет собственника жилья на сайте www.krasinform.

ru или krk-online.sibgenco.ru —  адрес указан в квитанции.

В личном кабинете есть возможность передать показания счётчиков холодной и горячей воды, посмотреть историю платежей и все свои квитанции за последний год.

Ни в коем случае никому не говорите ни номер лицевого счёта, ни пароль. Если вдруг вам показалось, что кто-то знает ваш пароль, стоит его поменять. Также номер лицевого счёта нужно знать при оплате услуг через платёжные терминалы. Пользоваться ими достаточно просто, но учтите, что при этом с вас могут взять комиссию.
РАЗДЕЛ 2. СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЕ УСЛУГ И ПОЛУЧАТЕЛЕ ПЛАТЕЖА

Содержит информацию об организации, которая является поставщиком коммунальных услуг: тепло, вода, отопление, электричество, газ и другие ресурсы.

Скачать

АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (входит в «Сибирскую генерирующую компанию») — отопление и горячая вода;

ООО «Краском» — холодная вода и водоотведение.

Строчкой ниже идёт наименование и реквизиты получателя платежа. ООО «Сибирская теплосбытовая компания» (входит в структуру СГК).

РАЗДЕЛ 3. РАСЧЕТ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.

Следующие шесть строк относятся к коммунальным услугам, которые жильцы квартиры потребляют индивидуально, то есть в рамках своей жилплощади.

  Скачать

В третьем столбце  приведён объем потребления о отопления, горячей и холодной воды, водоотведения, согласно показаний приборов учёта.

Четвёртый — относится к ресурсам, затраченным на содержание общедомового имущества. Начисления по ним делает управляющая компания и, следовательно, она и будет выставлять их в своей квитанции.

В пятом  — тарифы, установленные государством — министерством тарифной политики Красноярского края, для каждого ресурса. Если перемножить показатели 3 и 5 столбца, то получим размер платы за коммунальные услуги — Это шестой столбец.

Справка: при установленных приборах учёта (счётчиках) жители платят только за фактическое потребление, поэтому при необходимости могут сократить расходы воды или электроэнергии. При отсутствии счётчиков оплата происходит по нормативам, установленным правительством Красноярского края. Размер платежа зависит от числа прописанных в квартире.

Предпоследняя строчка в третьем разделеИтого по коммунальным услугам” отражает общую сумму потребления всех ресурсов в отдельно взятой квартире.

Ключевая строка этого раздела “Итого к оплате за расчётный период — сумма всех начислений и перерасчетов за коммунальные услуги для отдельно взятой квартиры. Если у вас нет долгов, то она будет совпадать суммой в Разделе 1.

 Справка: Все тарифы в квитанциях выставляются на основе нормативных документов, которые утверждает государственный орган.

Тариф — условная величина, которая определяет, сколько стоит 1 куб.м воды, 1 Гкал тепла, 1 киловатт электричества. Устанавливается государственным органом — министерством тарифной политики Красноярского края.

 РАЗДЕЛ 4. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  Скачать

Во втором столбце содержится информация о нормативах потребления воды.  Эти сведения предназначены для тех, у кого не установлены индивидуальные приборы учёта.

Цифра будет неизменна, пока норматив не изменится. Те жильцы, которые обзавелись счётчиками, могут увидеть переданные показания в четвёртом, а объём потребления – в пятом столбце квитанции.

Дата снятия последних показаний указана в третьем столбце.

Для жителей, чьи квартиры не оснащены счётчиками, с 1 января 2017 года сумма норматива на воду и электроэнергию увеличился в 1,5 раза.

Ниже приведены нормативы потребления на общедомовые нужды (что это такое мы писали выше) и объём потребления ресурсов домом в целом на основании показаний общедомовых приборов учёта, если они установлены в доме.

РАЗДЕЛ 5. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЛАТЕЛЬЩИКА

В пятом разделе, как правило, жителей предупреждают о предстоящих перерасчётах/корректировках, изменениях тарифа, сроке поверки счётчиков и других важных событиях, о которых необходимо знать собственнику жилья. Например, в той квитанции, которую мы приводим в пример, жителей информируют о том, что с 01.01.2019 изменены тарифы на отопление, горячую и холодную воду и водоотведение.

Скачать

  РАЗДЕЛ 6. СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕРАСЧЕТАХ

Содержит сведения обо всех перерасчётах. Перерасчёт за жилищно-коммунальные услуги  представляет собой вычет ранее переплаченных средств либо доплату за фактически потребленный ресурс, как за индивидуальное потребление, так и потребления дома в целом. Это в случае если установлены общедомовые счётчики.

Согласно ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», все жилые дома и квартиры должны быть оснащены приборами учёта воды, тепла и электричества.

Скачать

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Источник: https://sibgenco.online/news/element/not-to-activate-for-what-we-pay-parse-payment-system-for-utilities/

Если фактическое потребление ресурса на содержание общего имущества меньше нормативного… — Audit-it.ru

Как добиться указания в квитанциях фактических объемов потребления услуги?

Емельянова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Переводя плату за коммунальные услуги на ОДН в состав платы за содержание жилого помещения, законодатель преследовал благую цель – ограничить размер расходов потребителей нормативом потребления.

Действительно, в ситуации, когда фактическое потребление ресурса (по показаниям ОПУ) больше нормативного, баланс сохранен.

Но практика показала, что из поля регулирования выпала ситуация, когда фактическое потребление меньше нормативного.

Нам известно, что органы ГЖН уже проводят проверки соблюдения управляющими МКД законодательства о расчете платы за жилое помещение в части расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества, с 01.01.2017, естественно, по жалобам потребителей.

Потребителей можно понять: они увидели рост итоговой суммы в квитанции за январь по сравнению с декабрем, ведь в декабре им предъявляли к оплате стоимость коммунальных услуг на ОДН исходя из фактического потребления (менее норматива), а в январе выставили счет на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, с учетом норматива потребления. Их довод прост и логичен: почему они должны оплачивать услуги, которые им не оказывали?

Органы ГЖН поддерживают их, утверждая, что обязательства по оплате услуг являются производными от фактически оказанных и предоставленных услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также коммунальных услуг.

Что УК может противопоставить этим аргументам?

Плата в пределах норматива потребления

Согласно ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.

2015 № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Поскольку для первоначального включения указанных расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД, нарушение со стороны управляющего МКД может заключаться только в начислении платы в размере свыше норматива потребления.

Обращаем особое внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг не распространяются на порядок расчета платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребленных в целях содержания общего имущества. Поэтому нельзя требовать от управляющего исчислять элемент платы за содержание жилого помещения в соответствии с п. 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг.

Оплата фактически оказанных услуг или внесение «абонентской» платы?

Плата за коммунальные услуги имеет существенное отличие от платы за содержание жилого помещения. Первая рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг (по показаниям приборов учета либо исходя из нормативов потребления) (ч. 1 ст.

157 ЖК РФ), вторая же устанавливается решением общего собрания в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства (см. ст. 156 ЖК РФ). Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается на год с учетом предложений УК.

Сумма платы, которую собственник помещения обязан ежемесячно вносить УК, никогда не совпадает со стоимостью услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества, фактически оказанных (выполненных) в конкретном расчетном периоде. Тождество должно соблюдаться по итогам года, когда полный перечень мероприятий по содержанию общего имущества (в том числе сезонных) выполнен.

Здесь нужно заметить, что повышение затрат УК на выполнение обязательных работ, необходимость проведения дополнительных работ, не согласованных при заключении договора, не дают права повышать в одностороннем порядке размер платы (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Иначе говоря, УК не вправе без согласия собственников помещений требовать с них уплаты (выставлять в платежных документах) каких-либо дополнительных сумм, помимо утвержденного на общем собрании размера платы за содержание жилого помещения. Напротив, мы убеждены, что сокращение затрат УК на выполнение необходимых мероприятий не обусловливает ее обязанность делать перерасчет платы для потребителей.

О том, что ежемесячный платежный документ, являющийся основанием для внесения платы за содержание жилого помещения, не выполняет роль акта об оказании услуг, было сказано в том числе в Определении КС РФ от 28.02.2017 № 292-О.

Таким образом, действующее законодательство не дает оснований считать, что выставление к оплате расходов на коммунальные ресурсы (в составе платы за содержание жилого помещения) в размере, исчисленном в строгом соответствии с федеральным законом, приводит к взысканию с потребителей платы за неоказанные услуги.

О стимулах к энергосбережению

Один из доводов в пользу начисления платы за коммунальные ресурсы по факту заключается в том, что имеющийся сегодня порядок не стимулирует потребителей к энергосбережению.

Однако именно такой довод приводили управляющие МКД, возражавшие против наделения РСО правом взыскивать с них стоимость коммунального ресурса, предоставленного в целях содержания общего имущества, с учетом повышающего коэффициента в отсутствие ОПУ.

Управляющие справедливо отмечали: отсутствие ОПУ никоим образом не сказывается на потребителях, они не мотивированы устанавливать ОПУ и в целом сокращать потребление на ОДН. Убыток в виде повышающего коэффициента несет управляющий, он же теперь имеет право за свой счет установить ОПУ и использовать его показания в расчете платы.

Обязанности УК уплачивать сумму повышающего коэффициента дополнительно к оплате стоимости ресурса, потребленного для содержания общего имущества (в отсутствие ОПУ), и право УК получать с потребителей плату за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, в пределах норматива (при наличии ОПУ и проведении энергосберегающих мероприятий, направленных на сокращение объема потребления на ОДН, то есть на получение УК прибыли) – это обстоятельства одного рода. Установив ОПУ, УК избавится от убытка в виде повышающего коэффициента и сможет компенсировать расходы на монтаж ОПУ за счет разницы между нормативным и фактическим потреблением ресурса на содержание общего имущества.

О предлагаемых поправках к жк рф (законопроект № 113667-7)

В начале марта 2017 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 113667-7, которым планируется изменить порядок расчета платы за содержание жилого помещения в части расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества. Часть 9.2 ст. 156 ЖК РФ и ч. 10 ст.

12 Федерального закона № 176-ФЗ предлагается дополнить словами: за исключением случая, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении между собственниками помещений в многоквартирном доме объемов потребления коммунальных ресурсов на основании показаний общедомового (коллективного) прибора учета.

Иначе говоря, по общему правилу размер расходов обусловлен нормативом потребления, за исключением случая, когда собственники решили оплачивать их исходя из фактического объема потребления ресурса.

Безусловно, данная законодательная инициатива обусловлена экономической и политической конъюнктурой. Поэтому шансы на принятие этого закона весьма велики.

Однако в чем тогда заключался смысл переноса платы за коммунальные ресурсы в состав платы за содержание жилого помещения? Чем отличается ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ в предлагаемой редакции от п.

44 Правил предоставления коммунальных услуг в ранее действовавших редакциях?

Значит ли, что плата за содержание жилого помещения будет колебаться от месяца к месяцу? Или она должна приниматься стабильной на год с последующим перерасчетом?

Интересный момент: в пояснительной записке к данному законопроекту указано, что причиной значительного превышения нормативного потребления над фактическим являются завышенные нормативы, установленные на региональном уровне (по состоянию на 01.11.2016).

Действительно, это наглядно показано в сравнительной таблице, приложенной к законопроекту.

Выходит, легче поправить федеральный закон, чем обеспечить установление субъектами РФ оправданных нормативов потребления? Хотя с 2017 года органы ГЖН наделены полномочиями по контролю за обоснованностью установления нормативов потребления.

* * *

В начале 2017 года и управляющие МКД, и потребители стали заложниками поправок к жилищному законодательству. На стороне управляющих – закон, на стороне потребителей – справедливость. Какую сторону примет суд, заранее неизвестно, однако попытка не пытка…

Из пресс-релиза, опубликованного на сайте Минстроя РФ 06.04.2017, следует: чиновники также видят причину переплаты потребителей за жилищно-коммунальные услуги в завышенных нормативах потребления, своевременно не актуализированных на региональном уровне. В этой же публикации сообщается, что Минстрой разрабатывает изменения в жилищное законодательство, предполагающие:

ежегодную корректировку платежей за ОДН (видимо, имеются в виду платежи за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества), исходя из показаний ОПУ;

применение аналогового метода расчета в случаях, если результат будет ниже норматива, установленного расчетным методом.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a831688/904686.html

Юр-Центр Консульт
Добавить комментарий