Должна ли налоговая проинформировать о результатах проверки предприятия лицо, подавшее жалобу?

Как обжаловать решение налогового органа

Должна ли налоговая проинформировать о результатах проверки предприятия лицо, подавшее жалобу?

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ.

При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление.

Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.

Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально.

Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».  

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Куда направлять?

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.  
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Источник: https://kontur.ru/articles/5286

Основания для налоговой проверки физического лица

Должна ли налоговая проинформировать о результатах проверки предприятия лицо, подавшее жалобу?

На сегодняшний день ИФНС активно проверяет не только организации и индивидуальных предпринимателей, но и частных лиц. И если вы работаете на себя и уклоняетесь от внесения налоговых сборов, пытаетесь хитрить со справками 2-НДФЛ или получаете на свои расчетные счета крупные суммы денег, то будьте уверены, рано или поздно инспекторы могут заинтересоваться вашей персоной.

Налоговая проверка физического лица происходит разными способами. По каким причинам она может случиться? Какие права есть у налоговых работников? При каких обстоятельствах поступления денег на счет проверяет ИФНС? Рассмотрим эти и другие вопросы подробнее.

Основания для проверки физических лиц налоговой службой

Среди основных причин, по которым налоговая служба может организовать тщательную проверку физлиц, можно выделить:

  1. Этот документ направляется в ИФНС, когда физическое лицо получает дополнительный доход, который приходит к нему за счет занятий частной практикой, реализации жилья, оплаты учебы или медуслуг. При поступлении 3-НДФЛ-декларации налоговая служба начинает сверку информации, указанной в справке, с данными из базы. Это помогает выявить случаи реального мошенничества.

  2. Сегодня нередки случаи, когда люди работают или подрабатывают без официального трудоустройства, сдают жилплощадь в аренду, трудятся на дому, получая за это, так называемую, «зарплату», которая по факту не облагается налогом. Причем многие физлица даже не задумываются над тем, что к ним может нагрянуть налоговая проверка.

    Они полагают, что интерес ИФНС вызывают только крупные обороты денежных средств по счетам. Но это не так. В действующем уголовном законодательстве нет четкой информации о размере минимального дохода, при котором может производиться проверка.

    Поэтому, как показывает практика, достаточно двух совершенных одинаковых сделок, чтобы фактически стать незаконным предпринимателем.

При проведении проверки физических лиц на незаконный оборот средств, инспекторы ИФНС в обязательном порядке учитывают ряд основных факторов:

  • наличие покупателей, которые хоть раз отдавали физлицу деньги за товары и оказанные услуги;
  • рекламирование своего вида деятельности и выставка образцов;
  • осуществление постоянных закупок любого вида продукции оптом;
  • составление и подписание договоров, связанных со сдачей жилья в аренду;
  • большие обороты денежных средств, размещаемых на банковских счетах;
  • ведение учета по совершаемым сделкам.

При каких обстоятельствах может нагрянуть налоговая проверка?

Как показывает юридическая практика, выездная налоговая проверка частных лиц, может организовываться для того чтобы уточнить следующие данные:

  • ведется ли трудовая деятельность ИП после его снятия с регистрационного учета;
  • используются ли расходы физлиц с целью сокращения размера доходов, подлежащих налогообложению;
  • занимается ли частное лицо незаконным предпринимательством;
  • правильно ли заполнена 3НДФЛ декларация на имущественные вычеты.

Чаще всего проверки организуются, если у налоговой службы есть какие-либо сомнения в отношении конкретного физического лица.

Но они могут быть осуществлены и в случае получения письменной жалобы от другого частного лица или организации.

Проверка физического лица по жалобе

Налоговые проверки физических лиц происходят редко, поскольку у инспекторов ИФНС зачастую не хватает рабочего времени, чтобы проверить всех.

Однако людям, занимающимся незаконным предпринимательством, все равно необходимо быть начеку, поскольку их, как нарушителей могут сдать инспекторам недовольные покупатели, соседи или конкуренты, оставив соответствующую жалобу.

И если проверка подтвердит факт ведения нелегального бизнеса, то за доход, полученный незаконным путем, их могут не только оштрафовать, но и наказать.

За прибыль свыше 1,5 млн. рублей в год предусмотрена ответственность по УКРФ.

Какими правами наделены инспекторы ИФНС при проведении проверки физических лиц?

Принимая во внимание то, что выездная проверка ИФНС может осуществляться на территории жилого помещения физлица, инспекторы имеют не так много прав. Они могут по закону:

  • запросить у частного лица документацию, необходимую для тщательного изучения;
  • осмотреть имущество, но только в нежилом помещении;
  • изъять документацию, вовремя не предоставленную в ИФНС, в случае сомнения в сокрытии, уничтожении или замене данных;
  • устроить допрос в отношении обстоятельств, относящихся к деятельности физлица, и потребовать предоставление документации, касающейся дела, согласно статье 93.1 НКРФ;
  • привлечь сторонних экспертов для оценки материалов налоговой проверки в соответствии со статьями 95-96 НКРФ.

Рекомендации для физического лица при налоговой проверке

Что бы ни случилось, каждому человеку необходимо:

  1. хранить все важные бумаги, касающиеся трат, в соответствующем состоянии;
  2. не скрывать доходы;
  3. вовремя платить налоги;
  4. не допускать в квартиру посторонних лиц, поскольку согласно Конституции РФ жилье неприкосновенно. Налоговики не вправе изымать документацию и осматривать жилое помещение без согласия хозяина;
  5. занимаясь предпринимательством и налоговым планированием, важно не забывать, что интерес ИФНС будет направлен на розыск конечного выгодоприобретателя.

Соблюдая эти рекомендации, никакая налоговая проверка не будет страшна.

Согласно подпункту 1,1 ст. 86 НКРФ, все банковские учреждения обязаны сообщать в ИФНС об открытии или закрытии расчетных счетов физических лиц.

Кроме того, они должны по запросу инспекторов предоставлять оригиналы справок о наличии кредитных и депозитных счетов, об остатках на них и движении денежных средств.

Налоговая служба также может при проведении проверки разыскать информацию о других имеющихся счетах, например, электронных кошельках.

Чаще всего это происходит, когда на налогоплательщика поступила жалоба или он подал декларацию о получении вычета за приобретение недвижимого имущества, не имея официального постоянного дохода. В этих случаях ИФНС будет важно проверить: откуда, когда и какие суммы поступали на счета гражданина.

Такие данные инспекторы могут легко получить при оформлении запроса, подписанного руководством Управления ИФНС России или регионального подразделения.

За какие операции по счету карты Сбербанка или другого банка налоговая может провести проверку?

Чаще всего налоговый орган интересуется редкими случаями денежных переводов, совершаемых физлицами, со счета одной карты на другую. Остальные же случаи мелких перечислений их вряд ли привлекут. Так, например, особый интерес ИФНС может вызвать человек, который официально не имеет источника дохода и не платит НДФЛ.

Если вы работаете по ТКРФ или по договору ГПХ, а ваша организация регулярно перечисляет за вас налоги, то вы можете спать спокойно. Этот случай не ваш, и проверка вам не грозит.

Рассмотрим основные моменты, когда физическое лицо может привлечь к себе внимание ИФНС при совершении операций, например, по счету карты Сбербанка:

  1. При перечислении физическим лицом со счета на счет более 600 тысяч рублей банк передаст об этом информацию в налоговый орган. Инспекторы обязаны будут провести проверку.

    Особенно это касается случая, когда денежные средства были переведены по договору купли-продажи жилья и физлицом, не имеющим официального дохода за прошлые периоды, сделан запрос на возврат налогового вычета.

    Эта ситуация может быть воспринята, как уклонение от выплаты налогов.

  2. Это касается обналичивания средств через подставное лицо, и, соответственно, сокрытия доходов от государства. Например, предприятие однодневка перечисляет деньги на счет «своего сотрудника», якобы под отчет.

    По факту же он снимает средства с карты или переводит их другому такому «работнику».

    Это яркий пример того случая, когда налоговую проверку могут провести из-за внутреннего перечисления денег с одного счета на другой между физлицами.

  3. Как правило, под подозрением часто оказываются люди, работа которых обязывает самостоятельно вносить налоговые сборы и заполнять 3-НДФЛ декларацию. Однако проверки таких физических лиц проводятся, если высока вероятность доказать документально их деятельность.

Что касается сдачи жилья, то проверки налоговой службы могут осуществляться только при поступлении жалобы от соседей, которые, например, недовольны поведением квартирантов.

В остальных случаях ИФНС вряд ли заинтересуется физическими лицами, получающими доход от аренды квартиры.

Заключение

Таким образом, физическим лицам необходимо быть начеку. Однако им не стоит паниковать и в срочном порядке заполнять декларацию. Важно помнить, что для уплаты налогов должно быть доказано получение дохода.

Любое требование налогового органа исполнить обязательства выполняется исключительно по решению суда.

Судебное разбирательство может случиться только в случае, когда ИФНС найдет состав преступления. Поэтому даже если вас и коснется налоговая проверка, то у вас будет достаточно времени, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.

Задайте ваш вопрос онлайн!! Получите бесплатную помощь практикующего юриста в течение 10 минут

Вам также может понравиться

Источник: https://alaws.ru/nalogovaya-proverka-fizicheskogo-lica/

Должна ли ИФНС предупреждать о проверке?

Должна ли налоговая проинформировать о результатах проверки предприятия лицо, подавшее жалобу?

Статья налогового адвоката Тылика Павла

Сначала о том, что пишет о себе сама ФНС: «В июне 2018 года Федеральная налоговая служба опубликовала статистику по выездным налоговым проверкам (ВНП) за первый квартал года: их число в федеральном масштабе снизилось на 26%, всего было проведено 4100 ВНП. Такое снижение – результат целенаправленной политики Правительства, выполняющего поручение В.В. Путина «перестать кошмарить бизнес».

Снижение числа проверок – это в принципе хорошо для бизнеса, но всё равно никто не застрахован от визита непрошенных гостей и нежелательных последствий проверки.

Критерии выбора компании, в которой будет проводиться выездная проверка

Ложка дегтя: снижение количества ВНП компенсируется результативностью самих налоговых проверок в части доначислений, а так же обеспечением реальности взыскания доначисленного с руководителей и учредителей бизнеса. Это первое.

Второе. Снижение ВНП компенсируется так же результативностью проведенных камеральных проверок и давления на бизнес на разного рода административных комиссиях в части «уберите это из затрат, иначе мы идем к вам».

Как получается, что ВНП нагрянула именно к вам, ведь в стране ведут хозяйственную деятельность сотни тысяч компаний, индивидуальных предпринимателей?

Самое важное о выездных налоговых проверках

Эффективность выездной проверки обусловлена фактором внезапности. Предполагается, что проверяемая компания не сможет предпринять никаких шагов по сокрытию налоговых правонарушений ‒ на это не будет времени. Что нужно знать о ВНП и её отличиях от плановой камеральной?

  • Вас не поставят в известность о её начале (письмо ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/3936@), поскольку срок для вручения извещения с решением о ВНП не установлен.
  • Проверка проводится по месту нахождения компании, сотрудникам ФНС нужно выделить рабочее место. Только если это технически невозможно, налоговики перемещаются в «родной» офис налоговой, но это бывает редко.
  • Проверке подлежит трехлетний период, предшествующий году ВНП.
  • Налоговики могут проверить тотально всю финансово-хозяйственную документацию компании (сплошная проверка, Ст. 93 НК) либо заинтересоваться только уплатой НДС или другого отдельного налога (тематическая).
  • У сотрудников налоговой при ВНП есть широкие полномочия. Они вправе инициировать инвентаризацию, провести досмотр любых служебных и хозяйственных помещений компании, навестить филиалы, провести выемку и экспертизу документов, допросить руководство и персонал компании, даже свидетелей «со стороны», назначить встречную проверку.

Основная задача ВНП ‒ контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, выявление нарушений. Объект пристального внимания – налогооблагаемая база, «серые» схемы ухода от налогов, ошибки и небрежности в первичных документах, умышленные или случайные.

Выездная налоговая проверка в 2018: список особенностей

Основания для ВНП изложены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ и приложениях к нему. Есть Концепция системы планирования ВНП, с которой можно ознакомиться на сайте ФНС. Как всё работает пошагово?

Основания для выездной проверки

Субъектов хозяйствования в России – сотни тысяч, их отчетность занимает терабайты данных и горы бумаги. Понятно, что «вручную» проанализировать такой объем данных даже теоретически невозможно.

В дело вступают программные комплексы, основанные на системе оценки рисков. Широко известны «ВНП-Отбор», АСК «НДС-2», ПК «ВАИ», АИС «Налог 3», ПИК «Однодневка», возможно, есть неизвестные широкой публике программные комплексы.

Их задача – автоматический анализ данных по ряду критериев и выявление связей между контрагентами.

Критериев, по которым проводится оценка – десятки, сопоставляются большие массивы данных по налогоплательщику и его контрагентам, поскольку они также есть в базе.

Например, очень легко машинными средствами обнаруживаются налоговые разрывы (особенно – НДС) в цепочке контрагентов, резкие колебания кредиторской или дебиторской задолженности, дисбаланс между масштабом хозяйственной деятельности и суммами уплаченных налогов.

Программные комплексы в автоматическом режиме ставят «черные метки» и присваивают потенциальному кандидату на ВНП некое число баллов, отражающее количество выявленных несоответствий с учетом «веса» критерия. По итоговому количеству баллов оценивается уровень риска ‒ низкий, средний или высокий.

Организации с высокими баллами автоматически подпадают под пристальное внимание налоговиков. Результат компьютерного анализа потенциальных кандидатов для ВНП – всего лишь многостраничный список, в котором может оказаться и ваша компания.

Совсем необязательно, что все без исключения «подозрительные» организации из списка будут проверены: сами налоговики утверждают, что действует выборочный принцип. Что дальше?

Как созревает решение о проведении выездной налоговой проверки

Информация о «подозрительных» субъектах хозяйствования с высокими рисками попадает на стол к налоговому инспектору. Фактически инспектор формирует досье компании, собирает информацию, анализирует состав учредителей, движение денег по счетам, взаимоотношение компании с контрагентами.

Здесь также используются программные комплексы (например, СПАРК), но много данных попадает в «досье» из открытых источников.

Инспектор с помощью банальной поисковой системы быстро получит публичные данные о деятельности компании, а они иногда могут оказаться очень интересными! Многие бизнесмены на страницах СМИ или популярных сайтов чрезмерно хвастливы и не следят за языком, раскрывают в интервью сведения о прибылях и достижениях компании, а налогов-то уплачено три копейки…

Если ранее компания проходила камеральную или выездную проверку, оцениваются их результаты. Инспектор вправе запросить данные из банков по расчетным счетам (включая ранее закрытые), особенно если дело касается операций с наличностью.

Имущество учредителей и руководства компании, членов их семей становиться объектом для пристального изучения. Инспектор вправе обратиться с запросом в Росреестр или ГИБДД. Часто владельцы бизнеса или члены их семей в социальных сетях демонстрируют уровень потребления, явно несоответствующий доходам. Это сразу же наводит на размышления…

Да, фактически инспектор – это налоговый Шерлок Холмс с широкими полномочиями и поддержкой могучей фискальной системы государства.

Выводы предпроверочного анализа и принятие решения

Инспектор на основе произведенной аналитической работы делает письменное заключение (копия сохраняется в электронном виде навсегда). Фактически это досье с выводами, заключение состоит из 6 глав, начиная с формальных, основных сведений о налогоплательщике. Самая важная часть – выводы. Они выглядят примерно так:

  1. Рекомендуется проведение ВНП.
  2. Если все подозрения подтвердятся, можно взыскать минимум ХХХ рублей неуплаченных налогов в бюджет и пеней.
  3. Предлагается дополнительно запросить такие-то документы, дополнительно провести анализ хозяйственной деятельности таких-то контрагентов.
  4. В рамках выездной налоговой проверки требуется провести следующие мероприятия (…). Иногда это проверка удаленных подразделений, инвентаризация товарных остатков или допрос ключевых свидетелей – зависит от обстоятельств.

Забавно, но не последнюю роль для принятия решения о ВНП играет величина доначислений по налогам, которую можно взыскать. Налоговики не признаются, что у них есть свой финансовый план по взысканию недоимок, но и не отрицают этого факта.

Ходят слухи, что в Москве сумма взысканных налогов, пеней и штрафов на одну проверяемую по ВНП организацию составляет минимум 10-11 миллионов рублей – такой показатель якобы доведён до налоговой сверху.

Людских ресурсов у ФНС на всех не хватит, поэтому они придут туда, где можно «взять» поболее.

Упомянутые в начале этой статье данные о снижении числа выездных проверок в 2018 году, как выясняется, с лихвой компенсируется ростом взысканных налогов: это означает, что ФМС стала работать точней, эффективней и нацелена на максимально возможное пополнение госбюджета, испытывающего сейчас определенные проблемы.

Кстати, еще на этапе предпроверочного анализа налоговиками проверяется, есть ли у компании достаточно денежных средств, а у учредителей – имущества, чтобы покрыть доначисленные налоги.

Если нет, то зачем тогда тратить своё время? Инструментов у ФНС достаточно: поскольку их более интересует крупный бизнес, размер ухода от налогов практически всегда тянет на уголовную статью о неуплате налогов (198-199 УК РФ), поэтому налоговики охотно привлекают к своим мероприятиям правоохранительные органы, работают «в паре».

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимает только начальник территориального отделения ФНС, он же назначает ответственных лиц и срок начала проверки. Конечно же, никакого уведомления проверяемой компании не посылается: инспекторы приходят внезапно, на руках – официальное решение о проведении ВНП.

Налоговая инспекция обязана предупредить о выездной проверке?

Начнем с ответа на второй вопрос: у налоговиков нет обязанности предупреждать вас о проведении ВНП вашей компании.

Не станем мы рассматривать и вариант «своего человека» в налоговой: фактически, он пойдет на должностное преступление, если проинформирует вас о грядущей ВНП. В большинстве случаев узнать о предстоящем визите налоговиков нельзя.

Но есть способы, указывающие на высокую вероятность таковой. Какие?

  • Внутренний аудит: критерии самоконтроля указаны в Приказе ФМС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012).
  • «Трясут» ваших контрагентов. Значит, клубочек может размотаться и привести к вам, риски возрастают. Как об этом узнать? Можно непосредственно от контрагента, если у вас с ним сложились доверительные отношения. Второй вариант – если та же ФМС или правоохранительные органы посылает вам заурядный запрос касательно ваших операций с контрагентом.
  • Если сложились хорошие отношения с персоналом обслуживающего вас банка, можно получить у них информацию о том, что ФНС запросило информацию по вашей компании, причем выписки по счетам за несколько лет. Эта информация не является инсайдерской – сотрудник банка ничего не нарушает.
  • Если у вас есть недобросовестные конкуренты, неразборчивые в средствах – будьте бдительны! Случаи, когда «сдают» налоговой конкурентов – далеко не редкость.

Очень важно понимать, что если к вам пришла ВНП, то с 99,9% вероятностью они найдут то, что искали: ведь было потрачено немало сил, чтобы выявить теневые стороны вашего бизнеса.

Фактически всё уже открыто налоговикам, им остается подтвердить и доказать факты.

У вас остается возможность при помощи квалифицированных юристов защитить то, что можно защитить, как последняя возможность – оспорить результат ВНП, подать апелляцию.

Но лучше всего вести бизнес так, чтобы заведомо не попадать «под колпак ФМС», грамотно оптимизироваться, в полном объеме и своевременно уплачивать все налоги, не изобретать изощренных серых схем по минимизации налогообложения.

Закон надо соблюдать, даже если вы убеждены в его несовершенстве.

О критериях выбора жертвы на проведение выездной налоговой проверки вы можете почитать в другой моей статье: «Как узнать о проведении выездной налоговой проверки заранее».

На эту тему вы можете посмотреть мое видео «Планирование выездной налоговой проверки. Критерии»:

Источник: https://nalog-blog.ru/vyezdnaya/dolzhna-li-ifns-preduprezhdat-o-proverke/

Юр-Центр Консульт
Добавить комментарий