Административный протокол мешает трудоустроиться в полицию

Является ли сотрудник полиции, составляющий протокол административного правонарушения в неслужебное время,

Административный протокол мешает трудоустроиться в полицию

0

Простите, долго не отвечал, но я сформулировал

возражения к вашей позиции, что у меня, собственно, и вызывает сомнения.1. В соотвествии со ст. 28.3 КоАП РФ есть уполномоченные лица, которые составляют протоколы.Плробно описано здесь, в открытом документе “Гарант”http://base.garant.

ru/5872064/b5433770851c5a00afd7f7ec7d8c96/Если кратко сформулировать:

 протоколы составляются должностными лицами органов, которые уполномочены рассматривать дела об административном правонарушении в соответствии с нормами КоАП (см. коммент.

к ним); при этом должностное лицо каждого из указанных органов составляет такие протоколы лишь в пределах компетенции того или иного органа (ясно, например, что протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.

14 “Нарушение правил маневрирования”, составляют должностные лица ГИБДД, а не налоговых органов);

То есть протокол об административном правонарушении (далее “ПОАП”) может составлять исключить сотрудник того отдела полиции, куда доставили подозреваемого в совершении административного правонарушения (далее “ПВСАП”)Это первое ограничение.

Далее, соглано .  ч. 3 ст. 25

Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией).

За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

То есть сотрудник полиции из ОП “Барвиха” не может составить протокол, находясь в ОП “Бескудниково”Далее ограничения,  связанный с тем, что существует перечень

Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
 

То есть не каждый сотрудник полиции может составить “ПОАП”, а только те, кто прописан в перечне, и по тем статьям, которые указаны. Данное обстоятельство является самым популярным предлогом доставления в отделение полиции. Почему нельзя составить протокол на месте? Потому что нет лица уполномоченного составлять протокол.

Более того, согласно

Приказа МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 “Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан”

6. По результатам выяснения обстоятельств факта совершения лицом административного правонарушения оперативный дежурный составляет протокол об административном правонарушении; в случаях, предусмотренных статьей 28.

7 КоАП – выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; при наличии оснований, предусмотренных статьей 24.

5 КоАП – выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении; передает или направляет материалы дела об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении.

7. Оперативный дежурный обязан быть тактичным и вежливым в отношении доставленных лиц, обеспечить содержание их в условиях, исключающих угрозу жизни и здоровью и возможность самовольного оставления ими данных помещений.

То есть “ПОАП” могут составлять только оперативные дежурные, находящиеся на службе. Оперативный дежурный находящийся вне рабочего времени? Это, достаточно, интересно.

Поэтому и возникает вопрос о правомерности принятия судами ПОАП составленными сотрудниками полиции, которые согласно табелю, не выполняли свои должностные обязанности.

Дежурный находится на службе, соответственно и все остальные, даже если они не находятся на службе, должны быть вызваны приказом в связи со служебной необходимостью, однако начальники отделов полиции, просто забивают на это всё, а зачем? То есть основание для  нахождения должностного лица в отделении по полиции (приказ о заступлении на дежурство, приказ о вызове по служебной необходимости) отсуствуют в материалах дела об административном правонарушении.

Источник: https://taktaktak.ru/problem/37432?cookieok=1

Как вести себя при задержании и оформлении административного правонарушения

Административный протокол мешает трудоустроиться в полицию

Вас останавливает на улице полицейский. Это самый обычный случай контакта с полицией. Наша памятка перечисляет законные причины, по которым полицейский может вас остановить.

На основе практического опыта гражданских активистов мы расскажем, что именно вы можете предпринять в такой ситуации или в случае, если по итогам встречи с полицией вас намереваются привлечь к административной ответственности.

Помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе. 

Оглавление

Общие положения

Права полиции – когда полицейский может остановить гражданина

Ваши действия

Проверка документов

Как вести себя при административном задержании

Привлечение к административной ответственности

Общие положения

Закон «О полиции» обязывает полицейского соблюдать права и свободы гражданина и человека.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации и должна незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите.

На полицию возложены такие функции как противодействие преступности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Исполнение этих функций невозможно без постоянного взаимодействия с гражданами, именно поэтому полиция наделена рядом властных полномочий, в том числе правом на проверку документов и задержание. При этом закон требует от полицейских соблюдать определенную процедуру, начиная с момента обращения к гражданину и заканчивая задержанием последнего в случае необходимости.

Права полиции: когда полицейский может остановить гражданина

Закон предусматривает четыре причины, по которым полицейский может обратиться к гражданину:

1.     имеются основания подозревать его в совершении преступления;

2.     есть данные о том, что гражданин находится в розыске;

3.     есть повод для возбуждения против гражданина дела об административном правонарушении; 

4.

     у полицейского есть основания задержать гражданина (т. е. он совершил правонарушение, к примеру, проник на охраняемый объект или нарушил правила комендантского часа).

Полицейский не вправе проверять ваши документы, если вы, к примеру, показались ему «подозрительным». Если же сотрудник ссылается на наличие ориентировки – попросите ее представить либо описать. В ориентировке должна содержаться информация, которая позволяет идентифицировать преступника: черты лица, особые приметы, а не просто общие описания, под которые подойдет каждый второй.

Ваши действия в случае, если к вам подошел полицейский:

1.     попросите сотрудника назвать свои должность, звание, фамилию, а также предъявить служебное удостоверение (п.1 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»);

2.     перепишите в блокнот или в телефон его фамилию, имя, звание и должность, после чего внимательно выслушайте причину и цель обращения к вам;

3.     если сотрудник полиции по каким-либо причинам отказывается выполнить ваши законные требования и не предъявляет служебное удостоверение, вежливо поясните, что полицейский этим нарушает закон.

Перепишите номер нагрудного знака сотрудника полиции.

Помните, любой полицейский, несущий службу в общественном месте, независимо от должности или звания, обязан носить на форменной одежде нагрудный знак, позволяющий идентифицировать его (ч. 5 ст. 25 ФЗ «О полиции»);

4.

     если вы предполагаете, что требования полицейского носят незаконный характер, позвоните по телефону вашим родным или близким, а также адвокату и сообщите о том, что к вам подошел полицейский, кратко изложите суть его претензий, продиктуйте сведения, идентифицирующие сотрудника, а также сообщите, где вы находитесь. Вы также можете сразу позвонить по телефону 112 и оставить жалобу на действия полицейского;

5.     помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.

6.     кроме того, полезно спросить у сотрудника полиции, задержаны ли вы и узнать законные причины и основания для этого действия. Если ваши аргументы не помогают, не стоит усугублять положение и продолжать требовать от полицейского соблюдения закона;

7.     в случае если законный повод для обращения к вам все же нашелся, полицейский обязан разъяснить вам причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (п.2 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»).

Проверка документов

Закон не предусматривает за полицейским права на произвольную проверку документов у граждан. Это означает, что полицейский не может без наличия на то весомых оснований попросить вас предъявить паспорт.

Зачастую сотрудники полиции ссылаются на то, что вы якобы могли нарушить регистрационный учет (проживаете без условной «прописки») или, к примеру, объявлены в розыск военкоматом.

Среди незаконных аргументов также существует «профилактика» или вы похожи на «ориентировку».

Ситуация №1. Полицейский подошел к вам и просит предъявить паспорт.

После вашей просьбы представиться и предъявить удостоверение, а также разъяснить, что такое «профилактика» и каковы всё же законные основания для обращения, полицейский говорит, что вы похожи на разыскиваемое лицо и у него якобы есть ориентировка.

Попросите полицейского описать ориентировку и уточните, почему он первоначально обратился к вам с другой целью, ничего не упомянув про наличие ориентировки. Если полицейский начинает выдумывать причины – сообщите ему о неправомерных действиях. Действуйте также согласно нашей инструкции.

Ситуация №2. Полицейский просит вас предъявить документы, ссылаясь на то, что вы можете разыскиваться военным комиссариатом или якобы проживаете в городе без регистрации. В такой ситуации важно уточить у полицейского, в связи с какими обстоятельствами он пришел к подобным выводам.

Сообщите сотруднику, что вы являетесь добропорядочным гражданином.

Поясните, что законом предусмотрены четко сформулированные основания для обращения к гражданину и необоснованные подозрения в нарушении регистрационного учета позволяют вам сделать вывод о неправомерности действий сотрудника, которые вы будете вынуждены обжаловать в прокуратуре. Действуйте согласно нашей инструкции.

Важно: ни при каких обстоятельствах не отдавайте паспорт сотруднику полиции – демонстрируйте из своих рук, чтобы не стать «заложником» документа.

Если полицейский требует отдать ему документ, откройте последнюю страницу паспорта и зачитайте положение, которое обязывает вас бережно хранить документ и запрещает его изъятие.

Также вы можете напомнить полицейскому о том, что вы не трогали его служебное удостоверение, а паспорт – это ваше удостоверение.

Как вести себя при административном задержании

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч.1 ст.27.3 КоАП РФ). Однако в действительности почти в 100% случаях сотрудники полиции задерживают граждан для составления протокола.

Если есть возможность – включите диктофон или видеосъёмку на телефоне.

Полезный совет: если вас задерживают с целью составления протокола об административном правонарушении – спросите у полицейского, почему он не может составить протокол на месте, как это делают сотрудники ГИБДД. В дальнейшем это может помочь обжаловать незаконное задержание.

1.     Ведите себя вежливо и тактично. После того, как вам разъяснили основание и причины задержания, в первую очередь вам необходимо уточнить у сотрудника полиции, в какой отдел полиции вы будете доставлены. По возможности сразу же сообщите об этом своим близким или родственникам, позвоните вашему юристу или адвокату.

2.     Если сотрудник полиции, который вас задерживает, не представился – перепишите номер его нагрудного знака. Попробуйте запомнить особые приметы, а также номер служебного автомобиля.

3.     Не сопротивляйтесь требованиям сотрудника полиции, за исключением случаев, когда они являются явно незаконными – но и в этом случае постарайтесь максимально зафиксировать происходящее или сообщить кому-то. Сопротивление даже незаконным действиям на практике может привести к возбуждению уголовного дела против вас. По возможности позвоните по телефону 112 и оставьте жалобу.

4.

     Запомните время, когда вас доставят в отдел полиции – с этого момента отсчитывается срок задержания равный 3 часам (ч. 1 ст.27.5 КоАП РФ). В исключительных случая, четко определенных законом (ч.ч.2, 3 ст.27.5 КоАП РФ) этот срок может быть продлен до 48 часов. Сразу же по прибытии в отдел полиции обратитесь к сотруднику с просьбой сделать отметку о вашем задержании в журнал задержанных, а также уведомить ваших родственников, администрацию по месту работы/учебы или защитника о факте задержания (ч.3 ст.27.3 КоАП РФ).

Отдельно вам должно быть предоставлено право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания (ч.7 ст.14 ФЗ «О полиции»).

5.     С момента задержания вы имеет право на помощь защитника (ч.2 ст. 48 Конституции РФ).

6.     Если вам требуется медицинская помощь – уведомите об этом дежурного.  С момента задержания охрана здоровья гражданина становится обязанностью полиции.

7.     Помните, полиция обязана уважать ваше достоинство (ст.21 Конституции РФ). 

Привлечение к административной ответственности

Если вас обвиняют в совершении административного правонарушения, сотрудник полиции обязан составить протокол об административном правонарушении.

Протокол, как правило, – это основное доказательство вашей вины, на основании которого будет рассматриваться само дело об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

Именно поэтому важно наиболее эффективно пользоваться своими правами на этапе составления протокола.

При составлении протокола об административном правонарушении вы вправе:

1.   Давать объяснения, излагать свое видение версии произошедшего. Эти сведения должны быть занесены в протокол, в том числе вами лично (ст.26.3 КоАП РФ). Это значит, что вы можете сами написать в протоколе – как минимум в разделе «объяснение» – всё, что считаете нужным. После вашей записи поставьте прочерк буквой «Z». Подпишите перед прочерком.

2.   Помните, объяснения – это ваше право, а не обязанность. Вы вправе отказаться от дачи любых объяснений (ст.51 Конституции РФ).

3.   При составлении протокола об административном правонарушении вы имеете право пользоваться юридической помощью защитника [i]  (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ). Это означает, что вы можете согласиться давать объяснения только в его присутствии.

4.

   Кроме того, за вами сохраняется право давать показания и объясняться на родном языке, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).

5.   Если вам необходим защитник, но полицейский отказывается предоставить возможность его вызова – напишите об этом в протоколе («мною заявлено о вызове адвоката, в приглашении адвоката отказано»).

6.   При составлении протокола вы также имеете право на ознакомление со всеми материалами дела (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ) – посчитайте документы, перепишите их названия, впишите в протокол «мне дали ознакомиться с таким-то документами/не дали». Это не позволит дополнить материал после.

7.   Попросите как копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст.28.2 КоАП РФ), так и копию протокола о задержании (ч.2 ст.27.4 КоАП РФ). При необходимости вы можете внести в протокол необходимые объяснения и уточнения, а также отказаться от подписи (ч.ч.4,5 ст.28.2 КоАП РФ).

8.   Вы всегда можете получить разъяснение своих прав при составлении протокола сотрудником полиции (ч.5 ст.27.3 КоАП РФ). Если ваши права не были разъяснены – напишите «мне не были разъяснены мои права» в протоколе.

https://www.youtube.com/watch?v=-SE0K7i1ZvU

Уже после составления протокола будет решаться вопрос о привлечении вас к административной ответственности: начальник отдела МВД самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности или все материалы передадут в суд, который будет принимать решение по существу. О дате и месте рассмотрении дела вас должны уведомить в письменном виде – обычно такого рода отметка имеется в протоколе. 

Если же начальник отдела МВД начинает рассматривать дело сразу же – сделайте отметку в протоколе о необходимости переноса даты рассмотрения дела в связи с необходимостью консультации и получения помощи вашего защитника. 

После того как сотрудник полиции составит протокол об административном правонарушении, протокол со всеми материалами дела передается для разрешения вопроса о привлечении вас к административной ответственности уполномоченному должностному лицу либо в суд. О времени и месте рассмотрения дела вас должны уведомить надлежащим образом.

[i] В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (ч.2 ст.25.5 КоАП РФ).

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Иными словами, защитником может быть любой гражданин, однако его полномочия должны быть удостоверены доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ст.185–189 ГК РФ).

Скачать инструкцию (29,5 KБ)

Скачать инфографику (2,9 MБ)

Вернуться в раздел помощь

Источник: https://www.openpolice.ru/pages/pomosh/kak-vesti-sebya-pri-zaderzhanii-i-oformlenii-administrativnogo-p/

О некоторых проблемах, возникающих в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) при составлении протокола об административном правонарушении

Административный протокол мешает трудоустроиться в полицию

Статья посвящена проблемам, возникающим в практической деятельности сотрудников полиции при составлении протоколов об административных правонарушениях по причине несовершенства действующего административно-деликтного законодательства. Авторами вносятся конкретные предложения по оптимизации КоАП РФ в части, касающейся содержания протокола об административном правонарушении и порядка его составления.

Ученые, исследующие проблемы административно-деликтного права, справедливо отмечают, что выяснение правовой природы протокола об административном правонарушении (далее –АПН) имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Связано это с тем, что протокол фактически является единственным правовым основанием для применения к лицу, виновному в совершении правонарушения, мер административной ответственности [4, с. 208].

Тем не менее, часто встречаемое в научной литературе мнение о том, что протокол об АПН является основным (а иногда и вообще единственным) доказательством по делу, не совсем верное, поскольку протокол об АПН свидетельствует не о совершении субъектом административного деликта, а только о вменении этому лицу зафиксированного в нем правонарушения [3, с. 16].

Протокол об АПН представляет собой процессуальный документ, с момента оформления которого, в соответствии с частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ [1], дело об АПН считается возбужденным.

Кроме чисто процессуальных функций, протокол об АПН с наибольшей полнотой отражает обстоятельства административного деликта, по факту которого он составляется.

Все это дает нам основания именовать протокол об АПН главным процессуальным документом, находящимся в деле об АПН.

Законодатель также определил случаи, когда протокол об АПН может не оформляться. Во-первых, речь идет о выявлении противоправных деяний с использованием специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (ч. 3 ст. 28.6. КоАП РФ).

Во-вторых, протокол об АПН может не составляться, если административное наказание за совершенное субъектом – физическим лицом правонарушение назначается в виде административного штрафа или предупреждения на месте совершения противоправного деяния (часть 1 ст. 28.6. КоАП РФ).

Анализ положений КоАП РФ, указывающих на возможность назначения наказания лицу, в отношении которого протокол об АПН не составлялся, свидетельствует о том, что действующие нормы в определенной степени нарушают требования законности при производстве по делу об АПН.

Так, согласно части 3 ст. 28.

2 КоАП РФ, при составлении протокола об АПН лицам, участвующим в производстве по делу, должны быть разъяснены их права и обязанности, которые предусмотрены главой 25 КоАП РФ, о чем в указанном процессуальном документе делается запись.

В том случае, если административное наказание назначается без составления протокола об АПН, производство по делу происходит в соответствии с нормами, закрепленными в статьях 28.6. и 29.10. КоАП РФ, которые не содержат указаний на упомянутое выше правило.

Физическому лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу (законному представителю юридического лица), КоАП РФ предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об АПН.

При этом привлекаемое к ответственности лицо предварительно может построить линию защиты при рассмотрении дела об АПН, что коррелирует с требованиями состязательности и беспристрастности административного процесса.

При назначении же наказания без составления протокола об АПН (в первую очередь, речь идет об административных деликтах, ответственность за совершение которых предусмотрена главой 12 КоАП РФ) субъект, в большинстве случаев, узнает о факте нарушения им правил дорожного движения после назначенного наказания. Следовательно, устраняется состязательное начало производства по делам об АПН, что негативно отражается на юридическом имидже административно-деликтного права.

Обязательные элементы протокола об АПН описаны в статье 28.2 КоАП РФ. В частности, закон обязывает составляющее административный протокол компетентное должностное лицо отражать в нем сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об АПН. Вместе с тем, исчерпывающий перечень этих сведений в КоАП РФ не детализирован.

Учитывая, что единообразные бланки протоколов об АПН федеральным законом не установлены, а количество органов исполнительной власти, должностные лица которых имеют право составлять административные протоколы, измеряется десятками, конкретный перечень сведений о субъекте правонарушения, фиксируемых в протоколе об АПН, зависит от позиции конкретного ведомства.

Полагаем, что указанный пробел в законодательстве об АПН должен быть устранен, так как он создает препятствия в реализации правил, закрепленных в статье 4.1.

Кодекса, в соответствии с которыми при назначении физическому лицу административного наказания должны быть учтены касающиеся его личности обстоятельства. Поскольку часть 1 статьи 1.4.

КоАП РФ устанавливает положение о равенстве всех лиц перед законом, содержащийся в протоколе об АПН перечень сведений о субъекте правонарушения также должен отличаться однотипностью.

К указанным сведениям необходимо отнести для физического лица: фамилию, имя, отчество, место и дату рождения, гражданство, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) и адрес фактического проживания, место работы, размер заработной платы в рублях, семейное положение, наличие иждивенцев, данные об удостоверяющем личность документе, а также информацию о ранее назначенных административных наказаниях. Для юридического лица должны быть указаны: его организационно-правовая форма, юридический адрес, ИНН, сведения о лицензии (если лицо осуществляет подлежащий лицензированию вид деятельности).

Традиционно в бланках протоколов об АПН на оборотной стороне имеется место для фиксации объяснения лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

Анализ практики показывает, что объяснение, принятое таким образом, из-за крайне ограниченного пространства бланка протокола об АПН не в состоянии отразить всех нюансов дела, а подчас и вовсе искажают верную картину совершенного противоправного деяния.

Часто в соответствующих графах имеются лишь три-четыре слова, принадлежащие неизвестно кому (к примеру, «с протоколом согласен», «выпил сто пятьдесят грамм, больше не буду», и т.д.).

Отечественные административисты неоднократно указывали, что устранить данную проблему можно внесением изменений в часть вторую статьи 26.3.

КоАП РФ, изложив ее в следующей редакции: «Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей и потерпевшего подлежат записи и приобщению к делу об административном правонарушении» [2, с. 98].

Сроки составления протокола об АПН указаны в статье 28.5. КоАП РФ.

По общему правилу, закрепленному в части первой указанной статьи, административный протокол должен быть составлен «немедленно после выявления совершения административного правонарушения».

Однако значение слова «немедленно» законодателем не конкретизировано, а значит может трактоваться правоприменителем вариативно, в зависимости от его субъективных представлений о лексическом значении понятия, что недопустимо.

По мнению авторов настоящей статьи, исключить имеющиеся противоречия можно, определив в законе конкретный временной промежуток, в течение которого протокол об АПН (при отсутствии необходимости проведения административного расследования) должен быть составлен компетентным должностным лицом, например, не позднее трех часов с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Источник: https://novainfo.ru/article/7834

Мвд россии изменило перечень своих сотрудников, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях

Административный протокол мешает трудоустроиться в полицию

С ноября действует новый Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; прежний Перечень более не применяется.

Однако изучение нового Перечня не позволяет однозначно ответить на вопрос: изменилось ли, и каким образом, количество полицейских, которые вправе оформлять протоколы? (приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685).

Дело в том, что структура нового Перечня кардинально отличается от структуры прежнего: раньше каждой должности или группе должностей МВД России соответствовал свой собственный “букет” из административных правонарушений, по которым они могли составлять протоколы.

Например, инспектор по делам несовершеннолетних мог “запротоколировать” такие нарушения, как неисполнение родительских обязанностей, неуплату алиментов, продажу алкоголя ребенку, курение табака в неположенном месте.

Но не вправе был составить протокол, например, по нарушениям при техосмотре автомобилей (хотя сама эта статья – “полицейская”).

А полицейский, который охраняет общественный порядок во время массовых мероприятий, мог “оформить” создание помех голосующим избирателям, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, вандализм в общественном транспорте или управление автомобилем без номеров. Но не смог бы “запечатлеть” в протоколе пьяное вождение, или, скажем незаконный оборот алкоголя.

Существовали, конечно, и “универсалы” – например, оперуполномоченные могли оформлять протоколы вообще по любым “полицейским” составам КоАП РФ.

Однако – во всяком случае – после изучения “корочек” любого сотрудника полиции с помощью прежнего Перечня можно было довольно быстро выяснить, каковы его полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях. А если таковой протокол был вдруг составлен с нарушением этих полномочий, то он терял свою доказательную силу и дело разваливалось (например, постановление ВС РФ от 7 июня 2017 г. № 11-АД17-31).

С новым же Перечнем выяснить объем полномочий конкретного сотрудника МВД России представляется довольно сложным.

Дело в том, что для большинства полицейских новый Перечень априори предоставляет полный набор правонарушений, отнесенных КоАП РФ к полномочиям органов внутренних дел.

Но – с одной важной оговоркой: сотрудники МВД России могут составлять протоколы “с учетом осуществляемых полномочий”.

Вероятно, это значит, что все-таки инспектору по делам несовершеннолетних “не по чину” выписывать протокол за пьяное вождение.

Хотя вдруг нетрезвый водитель везет в машине ребенка? А может ли инспектор по делам несовершеннолетних составить протокол за перевозку ребенка без автокресла? (прежний Перечень этого – абсолютно точно – не позволял).

Наверное, однозначный ответ можно дать после досконального изучения должностной инструкции (регламента) конкретного инспектора, а может быть, – инструкции и служебного контракта, а может быть, – инструкции, контракта и еще каких-нибудь документов. Доступа к которым, конечно, ни у кого – в момент составления протокола – нет.

Очевидно, что если сами сотрудники полиции – есть надежда – способны досконально разобраться в собственных полномочиях, то это почти нереально для лиц, в отношении которых и будут составляться эти протоколы. Что – потенциально – обернется увеличением случаев судебного обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, новый Перечень вводит новую процессуальную фигуру на поле оформления протоколов: стажера полиции.

С 31 октября эти лица, по мнению МВД России, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на здоровье, санэпидемблагополучие и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность, порядок управления, а равно за нарушения режима пребывания иностранце на территории РФ.

Между тем, право составления протоколов принадлежит, согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, только должностным лицам: то есть осуществляющим функции представителя власти.

Но вот являются ли стажеры полиции должностными лицами? Напомним, что стажер – это лишь будущий сотрудник полиции, его назначают стажером по той должности, на которую он претендует, на период испытания, в целях проверки уровня подготовки.

С ним заключается не контракт о прохождении службы в органах, а всего-навсего срочный трудовой договор с условием об испытательном сроке, и никакое специальное звание ему не присваивается. Правда, во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью.

Но при этом не вправе носить оружие, участвовать в некоторых полицейских мероприятиях, особенно, когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан.

И вообще, не менее 37% своего рабочего времени стажер должен не работать, а учиться: изучать иные нормативные правовые акты, ходить на физкультуру, пробовать вести служебную документацию.

Так все-таки, является ли стажер полиции полноценным должностным лицом в том смысле, который придает ему КоАП РФ?

Кажется, что еще совсем недавно сама полиция склонялась к отрицательному ответу: действующий приказ МВД России от 15 августа 2011 г.

№ 942 “О порядке привлечения стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию” прямо запрещает поручать стажерам самостоятельное составление протоколов об административных правонарушениях.

Очевидно, что с 31 октября данное правило более не действует: lex posterior derogat priori (“последующий закон отменяет предыдущие”).

Источник: https://www.garant.ru/news/1147782/

Административная деятельность полиции

Административный протокол мешает трудоустроиться в полицию

Привлечение к установленной ответственности лица, виновного в совершении административного правонарушения, осуществляется в процессе производства по делу об административном правонарушении, включающего в себя по общему правилу несколько стадий, первой и обязательной из которых является стадия возбуждения дела об административном правонарушении.

Процедура возбуждения дела об административном правонарушении в отличие от процедуры возбуждения уголовного дела относительно простая. Рассмотрим некоторые отличительные черты как самих уголовно наказуемого деяния (преступления) и административного правонарушения, так и процедур привлечения виновных к уголовной или административной ответственности.

  1. совершение преступления несет в себе значительно большую угрозу как личности, так и обществу по сравнению с административным правонарушением, и соответственно установленная законом санкция за совершенное преступление означает значительно более неблагоприятные последствия для преступника, чем для лица, совершившего административное правонарушение, что предопределяет более усложненную процедуру возбуждения и расследования уголовного дела, призванную обеспечить более надежную защиту граждан от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
  2. основанием для возбуждения уголовного дела является наличие состава уголовного преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона), в то время как для возбуждения дела об административном правонарушении достаточно лишь поводов к его возбуждению и данных, указывающих на наличие события правонарушения.
  3. моментом возбуждения уголовного дела является составление уполномоченным должностным лицом постановления о возбуждении уголовного дела, а для возбуждения дела об административном правонарушении достаточно составления уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении или иного процессуального документа, обеспечивающего производство по делу об административном правонарушении, в отдельных случаях — вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении или при упрощенном производстве — постановления по делу об административном правонарушении.
  4. круг должностных лиц, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях, значительно шире по сравнению с кругом должностных лиц, уполномоченных возбуждать уголовные дела.
  5. перечень общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, содержится исключительно в федеральном законе (УК РФ), в то время как составы административных правонарушений, помимо КоАП РФ (федерального законодательного акта), могут быть установлены законодательными актами субъектов Российской Федерации.
  6. лица, виновные в совершении преступлений, могут быть привлечены к ответственности исключительно в судебном порядке, в то время как лица, совершившие административные правонарушения, в ряде случаев привлекаются к административной ответственности во внесудебном порядке — на основании административного решения уполномоченного компетентного органа или его должностного лица.

Возбуждение дела об административном правонарушении. Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении сотрудниками полиции (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) являются:

  1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  2. поступившие из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за некоторыми указанными в КоАП РФ исключениями);
  4. фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  5. подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных п. 4, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено сотрудником полиции при наличии хотя бы одного из указанных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Наиболее часто дела об административных правонарушениях, выявляемых сотрудниками полиции, возбуждаются посредством составления протокола об административном правонарушении или иного процессуального документа, обеспечивающего производство по делу об административном правонарушении.

В ряде случаев в практической деятельности сотрудников полиции, в особенности сотрудников подразделений ГИБДД, применяется упрощенная форма производства по делу об административном правонарушении, когда дело возбуждается в порядке, предусмотренном ст. 28.6 КоАП РФ, посредством составления постановления по делу об административном правонарушении без составления протокола.

КоАП РФ предусматривает также возбуждение дел об административных правонарушениях, указанных в его отдельных главах, посредством вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Такой порядок возбуждения дела об административном правонарушении применяется при необходимости проведения административного расследования, когда при наличии события правонарушения для принятия решения по делу необходимо установление и исследование всех обстоятельств правонарушения.

Следует отметить еще один способ возбуждения дела об административном правонарушении, который заключается в составлении протокола осмотра места происшествия при наличии признаков административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.

24 КоАП РФ (нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) и ч. 2 ст. 12.

30 КоАП РФ (нарушение правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), что связано с неочевидностью вины участников дорожного движения, которая должна быть установлена в ходе последующих проверочных мероприятий, в результате которых будет установлено лицо, совершившее данное административное правонарушение, в отношении которого и будет составлен протокол об административном правонарушении.

Первая обязанность сотрудника при выявлении какого-либо правонарушения — пресечь его, потребовав сначала от правонарушителя его прекращения, а затем при необходимости применить к нему другие меры административно-процессуального пресечения, например доставить правонарушителя в дежурную часть территориального органа МВД России, а уже затем сотрудник в пределах своей компетенции принимает меры административно-процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и его дальнейшие действия зависят от имеющихся административно- юрисдикционных полномочий.

Так, участковый уполномоченный полиции, обнаружив лицо, распивающее спиртные напитки в общественном месте, если в действиях этого лица содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного нормами ст. 20.

20 КоАП РФ, сначала требует от лица прекращения правонарушения, а затем фиксирует обстоятельства этого правонарушения в протоколе об административном правонарушении.

При этом само составление протокола об административном правонарушении означает не только прекращение правонарушения, но и возбуждение дела об административном правонарушении.

Однако в этой же ситуации сотрудники, входящие в состав наряда ППСП, будут действовать несколько иначе.

Как и участковый уполномоченный полиции, они будут обязаны пресечь правонарушение, только это пресечение будет осуществляться путем доставления правонарушителя в дежурную часть ОВД с последующей его передачей оперативному дежурному или дежурному по разбору с доставленными и написанием рапорта об обстоятельствах выявленного правонарушения и доставления правонарушителя. Дело же об административном правонарушении в отношении доставленного лица будет возбуждено уполномоченным должностным лицом дежурной части путем составления соответствующих процессуальных документов.

Для решения вопроса о возможности принятия решения об оформлении процессуальных документов, обеспечивающих производство по делу, на месте обнаружения правонарушения (без доставления правонарушителя в служебное помещение ОВД) имеют значение следующие обстоятельства:

  1. прекращено правонарушение или нет; если правонарушение не прекращается, то для его пресечения необходимо доставление правонарушителя в служебное помещение и при необходимости его задержание;
  2. установлена личность правонарушителя или не установлена; если личность правонарушителя не установлена, например отсутствуют документы, удостоверяющие личность, то доставление необходимо;
  3. препятствует ли правонарушитель составлению материала по делу или не препятствует.

Оценка сотрудником полиции указанных факторов и условий при реализации имеющихся административно-юрисдикционных полномочий после выявления события административного правонарушения осуществляется должностными лицами полиции незамедлительно и определяет последовательность конкретных действий, направленных, во-первых, на прекращение правонарушения и, во-вторых, на обеспечение привлечения правонарушителя к установленной ответственности.

Источник: https://isfic.info/poladm/demud32.htm

Юр-Центр Консульт
Добавить комментарий